О проблемах вывоза и утилизации бытового мусора (твердых коммунальных отходов – ТКО) говорили участники прошедшего 19 апреля «круглого стола», организованного депутатом Законодательного Собрания Приморского края Владимиром Хмелевым и общественным движением «ГРАНИ».

Вывоз и утилизация ТКО

Открыв работу «круглого стола», депутат Владимир Хмелев предложил собравшимся обсудить весь спектр вопросов, связанных с ТКО, в том числе и в связи с банкротством единственного муниципального оператора по вывозу ТКО — МУП «Городское хозяйство».

Владимир Юринский, заместитель начальника отдела ЖКХ администрации ПГО, довёл до сведения собравшихся, что, несмотря на процедуру банкротства, МУП «Горхоз» продолжает оставаться единственным оператором по сбору, транспортировке и утилизации ТКО. Конечно, есть много вопросов по дальнейшей судьбе предприятия, его техники, зданий и сооружений, полигона ТКО, даже перспектив выполнения функций по обороту ТКО со стороны «Горхоза», но существующая схема сбора, вывоза и утилизации ТКО сохраниться до 1 января 2020 года. Владимир Евгеньевич рассказал, что рядом с полигоном ТКО частная компания продолжает строительство комплекса по сортировке и переработке бытовых отходов.

Юринский также пояснил, что в этом году завершается проектная мощность полигона ТКО. И, значит, есть потребность в создании нового полигона для утилизации мусора. Администрация ПГО работает по разрешению этой проблемы.
Анатолий Когаль напомнил, что в предыдущие годы МУП «Горхоз» уже начинал заниматься проектированием нового полигона и, вероятно, следует найти эти документы и актуализировать их.

В свою очередь Владимир Хмелев попросил Юринского подготовить ему необходимую информацию о потребностях в финансировании строительства нового мусорного полигона. Так как существующий полигон был создан в результате финансирования из бюджета Приморского края, — есть смысл вновь обратиться к этому опыту.
Хмелев сообщил участникам «круглого стола», что краевая администрация объявила конкурс по отбору регионального оператора для создания единой системы оборота ТКО с циклом полной переработки. К середине июня процедура определения оператора должна завершиться, а с 1 января 2020 года в Приморском крае должна начать работу краевая компания (региональный оператор). Поэтому многое должно измениться, но, скорее всего, сбором мусора на территории Партизанского городского округа будет продолжать заниматься местная компания.

Владимир Юринский добавил, что если с МУП «Городское хозяйство» произойдут такие перемены, когда это предприятие физически не сможет осуществлять сбор и вывоз ТКО, то администрация города объявит конкурс для поиска другой компании. Хмелев попросил его заранее предусмотреть весь комплекс необходимых действий для быстрой замены «Горхоза», так как эта сфера коммунальной услуги очень чувствительная. «Стоит только три дня не вывезти мусор, как город будет им завален, а этого допустить нельзя», — отметил депутат.

Проблема автомобильных покрышек

Владимир Хмелев затронул вторую важную тему «круглого стола» — утилизацию автомобильных покрышек. Дело в том, что Дума г. Владивостока приняла изменения в Положение о благоустройстве краевого центра, где запретила производить благоустройство с использованием автомобильных покрышек на территориях жилого назначения. Более того, эти территории подлежат освобождению от автомобильных покрышек до 1 августа 2019 года.

Такие изменения связаны с тем, что покрышки относятся к VI классу (малоопасных) отходов и Владивостокские депутаты решили избавить жилые территории от них. В г. Владивостоке уже началось массовое движение по удалению покрышек из клумб и прочих элементов благоустройства с территорий не только жилых зон, но и образовательных учреждений. Если автомобильные покрышки не будут удалены с территорий жилой застройки до 1 августа текущего года, то виновных лиц ждёт значительный штраф. Поэтому управляющие компании краевого центра активно извлекают покрышки и складируют их вдоль дорог. В рамках двухмесячника благоустройства Владивостокское муниципальное учреждение бесплатно увозит собранные покрышки за пределы города.

Почин Владивостока заставил заволноваться многих руководителей г. Партизанска. Как пояснил Владимир Юринский, в нашем городе на территории многих образовательных учреждений тоже начался процесс извлечения из земли автомобильных покрышек. Они складируются на территории учреждений, но в отдел ЖКХ администрации города пока никто не обращался с вопросом, что с ними делать дальше.

Анатолий Когаль пояснил, что утилизировать автомобильные покрышки на территории муниципального полигона нельзя, так как они не относятся к классу бытовых отходов, лицензия «Горхоза» не позволяет этого делать. Для утилизации необходимо транспортировать покрышки в специальные центры, а это сделать непросто, так как для транспортировки требуются автомобили и организации с особым допуском, а сами покрышки должны быть освобождены от краски, земли, масел и прочих посторонних примесей. Сделать полную очистку старых покрышек, покрытыми многими слоями краски, просто невозможно.

Владимир Густяков рассказал, что ранее на территории г. Артёма он занимался бизнесом по пиролизной переработке автомобильных покрышек и это весьма сложный процесс. Он отметил, что администрации нашего города необходимо заранее собрать всю необходимую информацию о местах сдачи покрышек на утилизацию, требованиях в транспортировке, и предусмотреть какое-то безопасное место для временного хранения собранных покрышек, если вдруг возникнет необходимость их массового сбора и утилизации.

Валерий Кирилюк, директор управляющей компании «Сучан», посчитал инициативу Владивостокских депутатов абсурдной, так как покрышки дробятся на мелкие фракции, а затем добавляются в дорожное покрытие. «Где же здесь забота об экологии?» — удивился он и порекомендовал не допустить подобную глупость на территории города Партизанска.

Владимир Хмелев пояснил, что пока краевое законодательство не предусматривает какие-то изменения в части запрета использования автомобильных покрышек в качестве элементов благоустройства. Однако Дума города Владивостока создала правовой прецедент фактического запрета автомобильных покрышек в благоустройстве, и такая инициатива может найти отклик или в прокуратуре, или у депутатов других территорий Приморского края. Поэтому администрация Партизанского городского округа должна заранее подготовить алгоритмы действий в подобных ситуациях и уметь ими воспользоваться в случае необходимости. В противном случае некоторые недобросовестные собственники автомобильных покрышек могут извлечь их из элементов благоустройства и сбросить в пригородных лесах, которые уже завалены бытовым и строительным мусором.

Экологические патрули

Депутат Владимир Хмелев довёл до сведения присутствующих, что избиратель Александр Иванович Ковехов поручил ему создать правовую базу для организации экологических патрулей. Эта проблема весьма актуальная для Партизанского городского округа, так как незаконные свалки мусора уже заполонили пригородные леса до предела. Поэтому нужны усилия общественности по пресечению дальнейших экологических правонарушений, а для эффективной работы общественных эко-патрулей требуется правовая база.

Депутат Хмелев уже проделал работу по анализу региональных законодательств и сделал вывод, что на территории России во многих регионах уже действуют общественные экологические патрули, а их работа регламентируется по-разному: и муниципальными правовыми актами, и региональным законодательством. Интересна инициатива школьных эко-патрулей в г. Комсомольске-на-Амуре, где юные экологи составили подробную карту городских несанкционированных свалок мусора с указанием их объёма, точных координат и передали её городской власти.
Владимир Хмелев попросил участников «круглого стола» дать ему рекомендации, каким путём идти дальше: или готовить проект местного нормативно-правового акта, или работать над принятием закона Приморского края?
Присутствующие большинством голосов рекомендовали депутату начать работу над проектом краевого закона.

Юлия Новикова,
Фото автора

Редакция попросила сопредседателя Общественного движения «ГРАНИ» Владимира Густякова ответить на вопрос о том, с какой целью «ГРАНИ» проводят подобные «круглые столы»:

— Всё просто. В городе давно есть потребность в некой публичной площадке по обсуждению городских проблем, где на равных за столом могут сидеть и обсуждать, как представители власти, так и народа.

Проблемы, несомненно, обсуждаются, но чаще всего в узком формате: на совещаниях в администрации, на депутатских комиссиях и, как правило, широкой общественности о них ничего не известно. В связи с тем, что конституционной основой жизни городского округа является МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, то мы полагаем, что к решению проблем необходимо активно привлекать жителей городского округа, а формат «круглых столов» позволяет коллективно искать решение каких-то проблем. В «круглом столе» нет начальников, все равны, но обсудив какую-то проблему на равных, может возникнуть и практическая реализации по преодолению проблем.
Совет движения «ГРАНИ» не случайно предложил провести «круглый стол» по проблемам оборота мусора на территории нашего города: МУП «Горхоз» вот – вот может уйти с рынка услуг, как оператор твёрдых коммунальных отходов, грядёт деятельность регионального оператора, а нам не понятно, что может произойти в переходный период, какой срок деятельности полигона ТКО, какие меры предпринимает администрация города для недопущения хаоса в области сбора и вывоза ТКО?

На все эти и другие вопросы мы услышали ответы, посоветовали администрации городского округа быть готовой решать и новые задачи, как, например, с проблемой автомобильных покрышек.

Поэтому, формат подобных «круглых столов» считаю положительным опытом. Мы будем и дальше развивать публичный диалог, такой нужный для развития местного самоуправления.