«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» — как часто нам вспоминаются эти слова, когда мы занимаемся непростым делом. Сказка о рыбаке и золотой рыбке также учит нас тому, что ничего не даётся в этой жизни просто так. Наиболее наглядной эта жизненная метафора становится именно на примере рыбалки — занятии, которое требует максимальной собранности, сноровки, но при этом, не дюжинного терпения. Познавший в себе эти качества, приближен, как говорил Эйнштейн, к истинной философии жизни.
Об особенностях жизни настоящего рыбака, условиях труда на кораблях дальнего плавания, а также о том, что греет душу долгими морскими вечерами — мы обсудили с Денисом Кононенко — жителем Партизанска, моряком с многолетнем стажем, работающим на рыбопромысловом пароходе.

— Денис, расскажите, как пришла идея работать в море?

— До того, как связать свою жизнь с морской стихией, я пробовал себя в совершенно разных направлениях. Так как по образованию я автомеханик, то несколько лет работал водителем автобуса. Многое в этой профессии меня устраивало, но я понимал, что это не совсем то, чем я хочу заниматься всю жизнь.
В 2015 году мой друг посоветовал мне «морскую» профессию: мол, и мир посмотришь, и денег заработаешь. Эта идея мне приглянулась, и я практически сразу согласился. И не пожалел. Надо сказать, что меня с детства тянуло куда-то ближе к морю. Сам я ведь из с. Вяземский (пригород Хабаровска), с морем там, как известно, трудно. В этом плане Приморье мне всегда нравилось намного больше. Собственно, поэтому я и оказался здесь, в Партизанске. Встретил любимую женщину, а затем начал ходить в моря, чем и занимаюсь до сих пор.

— Расскажите о своей работе. Что входит в обязанности?

— Я работаю на рыболовном судне БМРТ пароходе «Александр Беляков» (был назван в честь героя Гражданской войны). На судне мы занимаемся промыслом рыбы: сельди, минтая, немо. На судне же мы её обрабатываем и затем экспортируем заказчику. Так как объёмы работ достаточно большие, то экипаж работает в две смены: утром до обеда, и после обеда до самой ночи. За время отдыха работает вторая часть экипажа. В итоге получается практически круглосуточное производство.

 

— Работать на продовольственном судне — тяжёлый труд?

— Физический труд никогда не был лёгким. Особенно в нашей профессии — когда в смену (6 часов) мы производим объём, равный более 33 тонн готового продукта. Скорость, сноровка, постоянная собранность, безусловно, выматывают. Но мы не жалуемся, мы сами выбрали эту профессию.

Такая работа может быть сложна для начинающих матросов. Когда они приходят на судно впервые, то рейсы длиной в полгода кажутся им бесконечными. Рутинная работа, ещё и отсутствие творческого развития (для тех, конечно, кто в этом нуждается) иногда становятся не преодолимым фактором. И ребята, по завершению рейса, уходят навсегда и больше никогда не возвращаются в море. Но есть и другая категория мужчин: они преодолевают первые сложности и затем возвращаются на судно снова и снова. Спустя несколько рейсов даже получают удовольствие от этой морской романтики. К таким же людям я рискну отнести и себя тоже, ибо именно эта профессия стала делом всей жизни, от которой я получаю моральное и физическое удовольствие.

— Считаете ли Вы себя рыбаком в профессиональном смысле слова?

— Конечно! Ведь, по сути, мы занимаемся именно рыбалкой, только в более широком масштабе.

Хотя и рыбаком в более привычном понятии (с удочкой в руках на берегу речки) я тоже с уверенностью могу себя отнести. Ведь, на самом деле, рыбалка это не только профессия, это, скорее, состояние души. В этом деле тоже ведь есть своя философия. Когда много времени проводишь наедине с работой, невольно обдумываешь мысли о жизни, о планах на будущее, о воспоминаниях прошлого. Поэтому, наша работа больше подойдёт для эмоционально сдержанных людей, готовых месяцами находится в кругу одних и тех же товарищей, и заниматься одним и тем же делом.

— Когда начинаете тосковать по дому?

— По семье я начинаю скучать практически сразу (улыбается), наверное потому, что я просто люблю свою жену и своих дочерей. Помню даже, когда ходил в свой первый рейс, попросил у штурмана маленький календарик и в нём протыкал иголкой каждый день, который прошёл. Так домой хотел.

— А сейчас?

— По-прежнему также сильно. Но со временем учишься относиться к работе как к должному, не вкладывая туда все свои эмоции. Отпускаешь «голову», если можно так выразиться. Это, кстати, очень полезный навык для тех, кто надолго оторван от дома или занят тяжелой физической работой.

— А когда начинает «тянуть» обратно в море?

— Тоже достаточно быстро (смеётся): на 2-3 неделе. Уже как будто не хватает своего экипажа, командного духа, общих фраз. Ведь, когда тесно работаешь с одними людьми практически круглые сутки, начинаешь улавливать всё настроения и мысли с полу слова. Иногда хватает одного взгляда, чтобы понять, что нужно сделать или о чём товарищ только что подумал. Наверное, это и есть слаженная работа в команде.

— А можно ли «плавать» одним и тем же экипажем на протяжении всех рейсов?

— Теоретически можно, но на деле такого практически никогда не бывает. Каждый человек в команде, это по сути, просто наёмный рабочий, отдельная единица, которая сама решает: хочет ли она пойти в этот рейс или отложить свой уход в море до другого случая.

Было время, когда мы с внутренним экипажем собирались практически в первом составе на протяжении трёх рейсов подряд. Но это редкий случай, обычно с каждым новым рейсом знакомишься с новыми моряками и новой командой.

— Есть ли какие — то особые приметы у моряков и рыбаков?

— Так как работа в море постоянно сопряжена с опасностью, то многие из нас начинают верить в религию, просят безопасности и спокойствия в моменты, например, шторма. Но, если говорить прямо о каких-то приметах: я не заметил такого на корабле. Единственное, на что моряки могут обратить внимание: это красно-алый закат. Говорят, если солнце красно с вечера — моряку бояться нечего, солнце красно поутру — моряку не по нутру.

Но, опять же, в моменты сильного шторма начинаешь даже не столько искать приметы, сколько наблюдать за происходящем со стороны, безэмоционально выполняя поручения. Здесь, как и в медицине, чувствам не место. Холодная голова и адекватный настрой спасут намного эффективнее, если какая-то критическая ситуация произойдет.

— Ежегодно, начиная с 1965 года, во второе воскресенье июля в России отмечается день рыбака. Чтобы Вы пожелали в этот праздник своим коллегам и «морским» друзьям?

— Если вкратце: чтобы не было поломок, ни на судне, ни в жизни на суше. Чтобы во всех делах сопутствовала удача, укрывала от штормов и приносила приятный штиль.

Хотелось бы пожелать тем, кто ждёт на берегу, скорой встречи со своими моряками, спокойствия и понимания к тем, кто месяцами трудится на благо собственной семьи.

Анастасия Васильева