«Логика, рациональность, и холодный разум»: 20 июля в России  ежегодно отмечается день шахматиста.  В канун этого праздника мы решили взять интервью у одного из известных шахматистов нашего города, наставника детского шахматного кружка, а также бывшего заместителя  руководителя общественной организации «Шахматная Федерация» Иллариона Романюк, чтобы узнать: как игра в шахматы помогает учиться лучше, как становятся шахматистами,  и что отличает истинного профессионала от блефующего новичка.

— Илларион Александрович, пожалуйста,  расскажите, пожалуйста, о шахматной федерации, работающей у нас в городе.

 Шахматная федерация в Партизанске была официально зарегистрирована 3 года назад. На протяжении этого времени её руководителем был известный в городе шахматист Сергей Михайлович Чайка. После его ухода из жизни в нашей организации произошли некоторые изменения, и в скором будущем руководителем федерации станет Виктор Алексеевич Варфоломеев. Он является одним из четырёх зарегистрированных членов организации. Безусловно, мы заинтересованы в привлечении бОльшего количества новых союзников, поэтому с радостью  примем в своих рядах шахматистов любого уровня. Сейчас администрация Партизанского городского округа предоставила нам помещение, где мы планируем проводить рядовые занятия и турниры, но пока мы находимся на этапе урегулирования бумажных вопросов. По их завершению, я полагаю, мы с новыми силами будем готовы встретить ребят в новом помещении.

 

 - Расскажите о детском шахматном кружке. Как проходят занятия?

 Шахматный кружок на базе Городского Дворца культуры начал свою работу с 2019 года. До наступления пандемии в нём занималось более 20 ребят. Сейчас, к сожалению, в нашем кружке осталось около 8 человек: не каждый ребёнок смог переждать затянувшуюся волну ограничительных мер. К тому же, шахматы, как известно, это вид спорта, а, как и в любом виде спорта, здесь нужны постоянные тренировки. Когда долго не занимаешься, спустя время приходится, как будто, начинать сначала. Поэтому своим ребятам я всегда напоминаю: главное, не резкий взлёт, а постоянный прогресс.

Каждое занятие мы изучаем новую тему: как выбрать тактику победителя, как сохранить ничью, и так далее. Вместе с этим, первые полгода мы в основном занимаемся знакомством и заучиванием  основных правил игры в шахматы. Вторые же полгода мы учим ставить мат. Большое внимание мы уделяем самостоятельным заданиям: дома решают задачи на логику, читают теорию. Потом, в классе, мы обсуждаем предложенные варианты их решения, советуемся, а затем уделяем внимание практике: играем с партнёром.

 

 - Шахматы – просто игра или разминка для ума?

 Безусловно, шахматы это особый вид интеллектуальных игр, требующих логический и критический взгляд ума. Собственно, этим мы и занимаемся с ребятами  на наших занятиях: учимся понимать законы логики и обдумывать свои шаги на несколько ходов вперёд. Причём, как известно, эти правила работают, впоследствии,  не только в настольной игре, но и реальной жизни.

 - Можно сказать, что шахматы – жизненная игра или игра для жизни?

 Да, именно так. Каждая следующая задача: спасти ход, выйти в ничью, выиграть или проиграть – всё это заставляет работать наш мозг в новом режиме. Разум ищет новые логические цепочки, выстраивая наиболее подходящий путь по достижению цели. К слову, результат от таких занятий можно оценить далеко не сразу. У меня был ученик, который занимался со мной в течение нескольких месяцев, но никаких ощутимых результатов сам мальчик, как ему казалось, не замечал.  Однако, на одном из очередных занятий он поделился со мной новостью, что не так давно у него улучшилась оценка по математике. «Я стал лучше понимать математическую логику», — сказал мальчик, — «в неё не нужно добавлять эмоциональную составляющую. Нужно анализировать и подбирать наиболее подходящие варианты к конкретной ситуации».

 

 - Получается, что шахматистам должны быть чужды эмоции?

 И да, и нет. С одной стороны, когда ты, например, победил  или проиграл в каком-то заветном турнире, ты можешь разделить свою радость или печаль с близкими тебе людьми. Это нормально, ведь ты же человек. Но во время игры шахматист должен быть сконцентрирован только на последующем ходе, трезвой головой обдумывая возможные ходы своего оппонента. Во время самой игры не должно быть места эмоциям, страху, волнению. Только чёткость действий  и сдержанность в принятии решений. Тогда всё получится.

 

— Что мешает юному шахматисту добиться серьёзных успехов?

 Праздное отношение к занятиям. Попросту — лень. Я видел столько одарённых ребят, которые пошли на поводу у собственной расхлябанности и несобранности. Понимаете, мало иметь талант, нужно ещё постоянно над ним трудиться. Как говорил Пётр Ильич Чайковский: «Гений – это 20 процентов таланта, и 80 процентов усердной работы». Я считаю, это замечательные слова.

Я понимаю, что в современных условиях у молодёжи есть много других интересных развлечений, но все ли они ориентированы на развитие умственных способностей ребёнка? Не  уверен. В то же время на своих уроках я учу ребят одному главному правилу: Главная победа – эта победа над самим собой. Преодолев минутные желания в угоду дальновидным целям, сможешь победить целый мир – это известный факт, который я сам проверял на себе много раз.

 

 - Расскажите о предстоящих планах и пожеланиях в развитии шахматного дела у нас, в Партизанске?

 Одним из наиболее приоритетных задач сейчас является всё-таки оформление документации и предоставление помещения шахматной федерации. Далее в планах мы бы очень хотели провести шахматный турнир на свежем воздухе, например, в парке во время празднования Дня города. Правда, в этом случае у нас вновь встаёт давняя проблема. У нас нет складных шахматных столов, чтобы оперативно организовать и провести данное мероприятие. Мы располагаем десятью столами, но они не раскладываются и очень не удобны в транспортировке. Также мы испытываем потребность в специальных часах, которых тоже недостаточное количество. В общем, пока мы находимся в поисках помощи от добрых людей или предпринимателей.

Ну а если говорить о предстоящих планах развития клуба, то, безусловно, можно сказать о возобновлении работы детского шахматного кружка, а также о проведении постоянных турниров между зрелыми и юными шахматистами. Ведь, на самом деле, всё это делается для того, чтобы передать этот бесценный опыт, которым в избытке обладают образованные представители советского общества  молодым современным ребятам, нуждающимся в мудром жизненном совете и наставлении. И я сейчас не только  о шахматах.

 

Анастасия Васильева,

фото Иллариона Романюк