Электропоезд, набирая обороты, спешит на подъем к станции Красноармейский. На 111-ом километре внезапно показалось стадо диких кабанов. Они уже перешли железную дорогу чётного железнодорожного пути. Их видели не только железнодорожники, но и многие пассажиры электрички.
Прочитал в газете «Дальневосточная магистраль» материал «Роковое свидание» Натальи Кузьминой о медведях и с некоторыми её утверждениями не совсем согласен. Например: «Голод всё чаще выгоняет Дальневосточных хищников к людям». Действительно, 2019 год характеризуется низкой кормовой базой в лесу для копытных животных и медведей. Повсеместно в Приморском и Хабаровском краях выпилен деловой дуб, дающий урожай желудей. А потому медведь в поисках пищи приходит большие расстояния, в том числе пересекая железнодорожное полотно и автомобильные дороги. Миграции медведей неизбежны, в том числе по территориям промышленных предприятий, где железнодорожники и видят зверей.
О закрытии ночных работ по обслуживанию вагонного подвижного состава из-за перехода медведями железной дороги не может быть и речи. Отрасль должна работать круглосуточно и в строгом соблюдении графика, таково моё личное мнение, как ветерана железнодорожного транспорта.
В южных отрогах Сихоте-Алинского хребта, в районах, прилегающих к железнодорожным станциям Анисимовка, Тигровый, Фридман, Красноармейский, Партизанск, Лозовый, Кузнецово, гималайский медведь залег в зимнюю спячку с первого декабря 2019 года. Это показало моё личное обследование берлог, где температура упала до 20 градусов ниже нуля. Именно при такой температуре медведь ложится в спячку. Здесь водится белогрудый медведь, который легко лазает по деревьям, питаясь весной плодами черемухи Маака и желудями осеннего урожая. В северных районах Приморья и Хабаровского края водится бурый медведь.
В неурожайные годы голубики и брусники, которыми питаются медведи, они вынуждены мигрировать в южные районы, где произрастает дуб. Взрослые особи бурого медведя достигают веса 560 кг. При этом голодный медведь глубокой осенью нападает на лосей, гоняя их со скоростью 60 км в час длительное время, запрыгивает на хребет, а лапами пытается зацепиться за дерево, тем самым останавливает лося и разгрызает суставы задних ног. За более тридцатилетний стаж охоты на копытных зверей мною не зарегистрирован ни один случай нападения медведей на работающих железнодорожников участка Угловая – Находка.
А работы по ночам у железнодорожников много: это и работа машинистов электровозов по замене обрывов автосцепки на горном перевале Анисимовка – Тигровый, и замена отказавших приборов на перегонах автоблокировки электромеханиками СЦБ, и замена элементов изоляций изолирующего стыка работниками ПЧ-14 и других дистанций нашей магистрали.
Если медведи нашего региона весной, летом и осенью питаются исключительной растительной пищей, то второй хищник – тигр, довольствуется пищей только диких копытных животных. Основным кормом для него является мясо дикого кабана.

В наших лесах кабан кормиться растительной пищей, а весной остатками желудей, также поедает грибы, а осенью переходи на орехи, упавшие с лещины, орехи кедровых шишек, и желудями нового урожая. Кабанам в лесу по поймам рек всегда был корм.
И если раньше в лесу мы наблюдали стада кабанов, то в последние годы только небольшие табунки и одиночки. Фауне позвоночных животных нанесен огромный ущерб из-за беспощадных вырубок леса: дуба, ели, пихты, диморфанта, медоносной липы, а в северных районах и лиственницы.
Это привело к снижению популяции кабана. В районе Дальневосточной железной дороги — от Владивостока до Архары — в радиусе 300 километров полностью выпилен деловой дуб.

Отсутствие плодоносящего дуба в наших регионах повлекло уменьшение популяций дикого кабана. А потому тигр в поисках корма будет вынужден идти на окраины поселков за домашними собаками. Чего допустить нельзя.
В 2019 году губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко через краевой закон, поддержанный депутатами Законодательного Собрания, запретил рубку делового дуба на всей территории Приморского края. Мера запоздалая, но вынужденная.
Обращаюсь ко всем железнодорожникам: если вы увидели медведя в промышленной зоне предприятий, в зданиях ремонтного состава тепловозов, электровозов, местах их отстоя, на накопительных, сортировочных железнодорожных путях, то не пытайтесь выгнать зверя, не приближайтесь к нему

на критическое расстояние (25 метров), не бросайте в него арматуру, куски металла, а сообщите в транспортную полицию. Не пытайтесь самостоятельно отстрелять животное, для этого есть специально обученные охотники из Охотнадзора. При вождении железнодорожных составов не пытайтесь задавить медведя, переходящего железнодорожные пути. Машинистам подвижного состава, в случаях попадания медведя или тигра под «метельники» тепловоза или электровоза, необходимо немедленно сообщать по рации дежурному ближайшей железнодорожной станции. Пораненное животное, как правило, остаётся на месте перехода железнодорожного пути. Вот тогда то и наступает опасность встречи тигра с обслуживающим персоналом — путейцами.
С печалью вспоминаю случай в период строительства вторых путей Угольная – Находка. На 65-м километре перегона Фридман-Тигровая тигрица в ночное время, переходя железнодорожный путь, попала в лучи прожектора тепловоза. Она была ослеплена ярким светом и оказалась под «метельником». С переломом позвоночника она затаилась в придорожных кустах. А в десять часов утра мужчина, собирающий лечебные травы, подвергся нападению. С прокушенным правым плечом и рваными ранами рук был доставлен локомотивом на станцию Партизанск, где скорая помощь отвезла пострадавшего в травматологическое отделение городской больницы.
Мужчина остался жив, но в результате полученных травм стал инвалидом. В тот же день тигр был отстрелян специальной бригадой, причем, пропустив двух охотников, он напал на третьего, от которого и получил пулю в голову. Обычно тигр избегает встречи с человеком. В охотничьей практике у меня было несколько встреч с этим хищником. Медведи же сейчас лежат в берлогах или дуплах огромных тополей и не представляют опасности людям, в том числе и железнодорожникам Дальневосточной магистрали.

Анатолий Коваленко