В минувшую субботу, 22 мая во всех школах города состоялись последние звонки. Школьный вальс, цветы учителям, поздравления родителей – в этом году торжественные линейки прошли, как и в прежние времена – ярко, громко и массово. Несмотря на соблюдение некоторых ограничений, школьные традиции были соблюдены – желания загаданы и с шариками запущены в небо. Однако впереди вчерашних школьников ожидают первые серьёзные испытания: сдача выпускных экзаменов, получение аттестата, поступление в ВУЗы. О некоторых изменениях правил сдачи ЕГЭ, об итогах очередного школьного года, о новых планах, а также поздравительных обращений со страниц газеты «Время Перемен» рассказали директоры нескольких школ города.

Елена Михайловна Штурмина, директор МБОУ «СОШ № 6»:

— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, какие профилирующие предметы в этом году будут сдавать наибольшее количество ребят?

— Как и в прежние выпуски, в этом году особой популярностью пользуются обществознание и профильная математика. Это вполне ожидаемо, так как именно эти предметы являются профилирующими в классах с социально-гуманитарным и физико-математическими направлениями. Ученики ещё в 10-ом классе определяются с выбором университета и специальности и, исходя из этого, выбирают классы с тем или иным уклоном. Также в этом году несколько ребят будут сдавать физику, английский язык, историю и биологию.

— Не так давно в социальных сетях заговорили о законопроекте Госдумы, подразумевающем отмену ЕГЭ. Как Вы считаете, эта система оценки знаний оправдала себя?

— У этой формы оценивания знаний есть как минусы, так и плюсы. С одной стороны, этот вид тестирования полностью исключает какой-либо сбой, обусловленный человеческим фактором. В этом плане система продумана досконально. Также она позволяет беспристрастно оценить работу выпускника, не основываясь на личных качествах.
Также к определённым плюсам я бы отнесла возможность поступления в высшие учебные заведения прямо из собственного дома. Теперь нет необходимости, как раньше, покупать билеты, толпиться в очередях абитуриентов, сдавать экзамены в ВУЗах. Исходя из набранного количества баллов, будущий студент сам корректирует выбор учебного заведения и специальность. Это, конечно, в разы облегчает процедуру поступления.
Тем не менее, определённые недостатки в этой системе тоже присутствуют. Дело в том, что основной формат ЕГЭ – тестирование. Оно никак не может оценить риторические способности ученика. Школьник должен уметь строить грамматически правильные предложения, правильно формулировать и объяснять свои мысли. К сожалению, сегодня дети практически не умеют разговаривать – основной акцент образования сделан на решение тестовой части, тогда как умение говорить – отводится на задний план. Мы вынуждены констатировать, ученики в наше время совершенно отказываются читать. Книге они охотнее предпочтут социальные сети и игры в телефоне. Тем не менее, вины самих детей в этом нет. Многие привычки неосознанно перенимаются из семьи. Если родители чаще будут брать в руки книги, ребёнок тоже потянется к чтению. Я понимаю, что в нынешний век информационных технологий дети обгоняют нас, родителей, и стараются идти в ногу со временем. Но навык чтения был и остаётся одним из важнейших навыков в любое время. Поэтому, в следующий раз, перед тем как «посидеть» в телефоне после тяжелого рабочего дня, попробуйте почитать книжку вместе с ребёнком. Время, проведённое вместе, не пройдёт зря.

— Как можно оценить уровень читательской грамотности у детей?

— В этом году наша школа приняла участие во всемирном тестировании «Pisa for schools», которое позволило оценить уровень функциональной (прикладной) грамотности у подростков. По результатам этого тестирования, немного снижен уровень естественнонаучной грамотности, чем средний показатель по России, математическая грамотность равна средним показателям, а вот уровень читательской грамотности несколько выше, чем в других школах страны. Данные показатели, в целом, свидетельствуют о соответствии знаний, предоставляемых детям в нашем учебном заведении. Тем не менее, мы идём вперед и не останавливаемся на достигнутом.

— Позади последний звонок, а значит совсем скоро выпускные экзамены, поступление, совсем другая жизнь. Что бы Вы пожелали своим выпускникам на пороге новых свершений?

— Не бойтесь пробовать. Пусть в деятельности вам не будет равных, пусть в жизни вам удаётся быть всегда на высоте. Ищите себя и свой профессиональный путь! За вами будущее!

Елена Витальевна Юрьева, директор МБОУ «СОШ № 3»:


— Снова прогремел очередной последний звонок. Чем он отличился от других?

— Несмотря на богатую историю нашей школы, каждый последний звонок, каждый выпуск совершенно не похож на другой. В этом году мы по-особенному ждали торжественную линейку, запускали в небо шары, говорили памятные слова. Так как прошлый год, к сожалению, лишил нас возможности услышать музыку школьного вальса, то на этой линейке мы с особым теплом и трепетом наблюдали за танцующими парами.

— Если законопроект об отмене ЕГЭ всё-таки вступит в силу, к какой бы системе оценки знаний Вы были бы рады вернуться?

— Несмотря на определённые плюсы системы ЕГЭ, всё-таки ей недостаёт главного – оценивать знания нужно комплексно, учитывая его устные способности. На мой взгляд, ответ по билету показывал более информативную оценку уровня знаний ученика. Но с другой стороны, возможность рассылать своё заявление на поступление сразу в несколько вузов одновременно – прекрасная практика. Я полагаю, наиболее подходящей альтернативой мог бы стать симбиоз билетной формы с многобалльной системой.

— Какие профильные предметы выбирали ребята в этот раз?

— Больше всего ребят выбрали обществознание и физику. Ежегодно эти предметы остаются приоритетными, учитывая направленность и специальности в будущих учебных учреждениях.

— Последняя четверть прошлого года была полностью переведена в дистанционный формат. Есть ли желание вернуться в такой режим снова?

— Честно говоря, дистанционный формат застал нас врасплох, как и многие школы по всей России. Период адаптации проходил в ускоренном режиме, от чего, конечно, несколько страдал уровень подачи знаний. Сами ребята не сразу осознали всю ответственность перед интернет-занятиями. Поначалу даже приходили на онлайн-урок в пижамах. К счастью, позже мы смогли устранить некоторые трудности, укладывались в школьную программу. Но, безусловно, при возможности реального посещения школы, ни о каком дистанте слышать бы не хотелось. Даже сами дети вскоре осознали, как много значит получать знания от учителя вживую. Это та необходимая коммуникация, без которой сложно представить любой процесс обучения.

— У вчерашних школьников впереди неизведанное будущее. Ваши пожелания своим выпускникам?

— Оставайтесь людьми, исследуйте себя, прислушивайтесь к своим желанием. Делайте свой выбор в будущую профессию осознанно. Не бойтесь начинать сначала, главное – следуйте своему пути! Успехов, ни пуха, ни пера!

Нелли Викторовна Морозова, директор МБОУ «СОШ № 2»:

— Нелли Викторовна, расскажите, пожалуйста, как проходила подготовка к последнему звонку в вашей школе?

— Ребята очень ответственно отнеслись к этому торжественному мероприятию, повторяли волнительные слова, репетировали школьный вальс. В этом году мы продолжили приятную традицию – первоклашки подарили памятные подарки выпускникам, а те, в свою очередь оставили на память игрушки. Учитывая необходимые условия соблюдения социальной дистанции, на линейке присутствовали 1, 9, 10 и 11-е классы, а также учителя и родители. В целом, несмотря на некоторые действующие ограничения, мы, тем не менее, очень рады вновь присутствовать на торжественной линейке в прежнем формате. Хочется верить, что все временные трудности позади. Впереди много массовых мероприятий, субботников, турслётов. В этом году наша школа вновь станет пунктом проведения выпускных экзаменов, к чему мы подошли с большой ответственностью. Так что, расслабляться нельзя.

— Как известно, в этом году решением Президента РФ были продлены майские каникулы. Наложило ли это негативный отпечаток на процесс образования?

— Прежде всего, нужно учесть, что программа школьного образования рассчитана 34-35 рабочих недель. Любые изменения в учебном процессе, безусловно, ведут к изменениям в расписании, так мы обязаны выдать заданную программу в полном объёме. Поэтому, когда из школьного расписания были изъяты несколько рабочих дней, мы всё-таки решили закончить заданную программу, и продлили занятия до 3 июня в дистанционном режиме.

— Какие профильные предметы выбрали ребята в вашей школе?

— Так как два выпускных класса имели определенные направления, то и выбор будущих предметов для сдачи был сделан, исходя из направленности учебной программы именно этого класса. В связи с этим, как и в прошлые годы, для сдачи экзамена в 2021 году, в основном, были выбраны такие предметы как обществознание, информатика и физика. Особой популярностью сейчас пользуется такие дополнительные занятия, как робототехника, зарекомендовавшее себя с положительной стороны. В связи с этим, проведя педагогический совет, школа приняла решение разделить классы, начиная с 5-го, на три направления с углубленным изучением гуманитарных предметов, инженерных (куда и планируется включить предметы по робототехнике).
Третье направление мы решили оставить без изменений, с классической школьной программой. Таким образом, в профилирующих классах будет увеличено количество часов предметов профильной направленности.
Для уроков по 3D — проектированию и робототехнике мы уже закупили нужное оборудование и прогнозируем проведение учебных курсов повышения квалификации для учителей.

— Вы уже успели принять участие в школьных инженерных конкурсах?

— Конечно, наш ученик победил в региональном этапе Всероссийской конференции «Юные техники», организованный Государственной Думой Федерального Собрания. Теперь он продолжит участие во втором этапе, который пройдёт в июне в Москве. Также мы приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ Дальнего Востока «Юный исследователь».
В целом, можно сказать, мы стараемся идти в ногу со временем, обновлять учебную программу и не бояться перемен.

— Что бы Вы пожелали своим выпускникам?

— Самое главное, чтобы все были здоровы. А также не забывайте сделать правильный путь в своё будущее.
Ведь, на самом деле, не так важна, какая оценка стоит в аттестате, главное – какой ты человек. Не забывайте о моральных правилах и идите в новую жизнь с гордостью. Только вперёд!

Елена Михайловна Магарламова, директор МБОУ «СОШ № 12»:

— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, как прошёл последний звонок в Вашей школе?

— Торжественно и при этом очень тепло. Так как в нашей школе учится не так много ребят, то на последней линейке присутствовали ученики всех классов. Получилась очень близкая, родственная обстановка. В этот день не было никаких занятий, на линейку были приглашены родители, девчонкам-первоклашкам и выпускницам завязывали белые банты. Были сказаны добрые напутствия, дети благодарили учителей.

— После последнего звонка впереди ребят ожидает продолжение учебного процесса. Как он будет проходить – в режиме онлайн?

— Занятия будут проходить в стенах школы. Из-за недельного пропуска, в период майских праздников, было принято решение о проведении занятий в несколько смен. То есть утром на территории школы будут проходить итоговые экзамены, а затем мы будем проводить учебные занятия, которые будут заканчиваться в 19:00. В эти дни ученики и учителя будут учиться в три смены. Безусловно, это большая нагрузка для учителей, но мы обязаны реализовать план школьной программы. Приходиться выходить из ситуации вот таким способом.

— Какие профилирующие предметы пользуются особой популярностью в этом году?

— В этом учебном году дети для сдачи экзаменов выбрали обществознание, биологию и химию. Так как наш выпускной класс учился по классической, то есть универсальной, программе, то у ребят не было профилирующего направления. В связи с этим, у учеников была возможность самостоятельно выбрать приоритетное направление и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

— Как Вы считаете, система ЕГЭ показала свои преимущества перед другими видами итоговой аттестации?

— Система ЕГЭ, несомненно, зарекомендовала себя с положительной стороны. В первую очередь, это связано с выросшим уровнем подготовки выпускников перед этим экзаменом.
ЕГЭ более точно определяет условия успешной сдачи. То есть, при условии добросовестной подготовки к аттестации, шансы набрать хорошие баллы достаточно высоки.
Однако, на мой взгляд, тестовая система блокирует развитие устного общения с будущим студентом, которому риторический навык очень пригодится в будущем вузе. Здесь было бы правильнее согласиться, что каждая система имеет свои преимущества и недостатки.

— Впереди у ребят серьёзные экзамены. Что бы Вы пожелали своим выпускникам?

— При выборе профессии и жизненного пути не бегите за эмоциями, старайтесь руководствоваться разумом и логикой, прислушивайтесь к советам старших.
Но никогда не идите против собственных убеждений, пробуйте новые пути, ведь дорогу осилит идущий!

Анастасия Васильева,
фото автора