В последнюю пятницу января должно было состояться очередное заседание городской Думы. К сожалению, не смотря на обновление депутатского состава, кворум в виде хотя бы четырнадцати народных избранников так и не набрался (отсутствовали Анна Гельцер, Дмитрий Логвинов, Дмитрий Рослый), что сделало первое заседание в этом году вновь неправомочным. А тем временем, повестка предполагаемого заседания была достаточно обширной и затрагивала первоочередные вопросы для всего городского округа. Первым вопросом в проекте повестки заседания Думы был вопрос о деятельности Контрольно-счётной палаты (КСП) Партизанского городского округа за 2019 год. О том, какие финансовые нарушения были выявлены в бюджетных учреждениях, какие вопросы контроля КСП сняты с учёта, и на какие вопросы Думе необходимо обратить особое внимание — должен был рассказать председатель КСП Роман Зыбин. Однако, ввиду неправомочности заседания, заслушать отчёт имеющимся депутатам не удалось. Редакция газеты взяла интервью у председателя КСП Партизанского городского округа Романа Зыбина.

— Роман Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о принципах работы контрольно-счётной палаты и её полномочиях.

— Контрольно-счётная палата Партизанского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Примечательно, что она образуется Думой Партизанского городского округа и несёт отчётность только перед ней. При этом КСП обладает организационной и функциональной независимостью от других органов местного самоуправления и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Если говорить о структуре нашего учреждения, то можно сказать, что Контрольно-счётная палата должна осуществлять свою деятельность благодаря председателю, аудитору и работнику аппарата, то есть всего три человека. На самом же деле, вот уже более полугода вакансия аудитора считается открытой, но, в то же время, согласно Положению о КСП, аудитор (как и сам председатель) назначается и освобождается от должности решением Думы Партизанского городского округа.
В апреле 2020 года я был назначен на должность председателя, а в мае прошлого года состоялось последнее правомочное заседание депутатов. После этого, в течение полугодового перерыва, пока Дума никак не могла собраться, и мы были вынуждены осуществлять свою деятельность без аудитора.

— А сейчас этот вопрос был внесён в проект повестки заседания Думы?

— Да, на планируемом заседании вопрос о начале процедуры конкурсного выбора аудитора должен был рассмотрен, однако, как уже известно, само заседание не состоялось, должность аудитора КСП продолжает оставаться вакантной.
Ещё раз повторю, Контрольно-счётная палата не имеет таких полномочий, чтобы самостоятельно назначить сотрудника на эту (и на любую другую) должность. Мы можем осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, проводить экспертизы и внешние проверки, но в кадровом вопросе у нас, как говорится, связаны руки. Поэтому, мы вынуждены лишь принять эту объективную реальность.

— А что ещё входит в полномочия КСП?

— Как я уже говорил, одной из первоочередных задач является контроль за исполнением местного бюджета. Мы выявляем нарушения по нескольким показателям: нарушения при формировании бюджета, нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления их отчётности.
Нами также рассматривается и проверяется муниципальный бюджет на предмет нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств; выявляем нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также при осуществлении муниципальных закупок.
Если говорить за отчётный период 2019 года, то за это время мы провели 16 контрольных мероприятий, среди которых проверка вопросов целевого использования бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Дорожная деятельность и благоустройство Партизанского городского округа на 2017—2021 гг.». К слову, если говорить о дорогах, то предметом проверки в этой части программы выступило решение об использовании средств, выделенных на ремонт и содержание дорог местного значения.
Значительное внимание КСП было уделено контролю за исполнением программы «Современная городская среда», в которую входит проект «Благоустройство городского парка», а также ремонт придомовых территорий и площадок. Причём, если учесть, что в этих программах средства нашего местного бюджета выступили только в качестве субсидии (основное финансирование было краевым), то и Контрольно-счётная палата ПГО осуществляла контроль и средств краевых субсидий.

— Как Вы выбираете, какие объекты, программы, учреждения и организации будут проверены?
— Дело в том, что мы не выбираем, в отношении каких органов и организаций будет осуществляться финансовый контроль. План проведения внешнего контроля утверждается Думой. Вместе с ней с инициативой плановой проверки может выступить и глава города. Безусловно, иногда мы и сами можем принять решение о проведении контрольного мероприятия. Но в таком случае основанием для этого могут стать, как я уже говорил, либо запросы главы, поручения Думы, либо результаты проводимых Контрольно-счётной палатой контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Например, в 2020 году при плановой проверке проектов решения внесений изменений в бюджет были выявлены признаки нарушений.
В частности, ряд работ в сквере у ДК «Лозовый» были фактически произведены, но при этом контракт на их проведение не заключался. Вместе с тем, в самом проекте этот вид работ было учтён, соответственно, возник вопрос обоснованности использования этих излишних средств. В результате КСП выступила с инициативой проведения отдельной проверки в этой части проекта, хотя изначально проводили контрольное мероприятие в плановом режиме.

— Всегда ли нарушения выявляются только благодаря финансовым подсчётам, так сказать, на бумаге?

— Нет, не только. Некоторые нарушения мы выявляем, например, при осмотре проведённых работ, на выезде. То есть, по сути, сравниваем, что было изначально заложено в техническом задании с тем, что реально было построено, из каких материалов, и так далее.
К сожалению, не всегда эти параметры совпадают. Например, в техническом задании строительства раздевалки, возле центральной городской хоккейной коробки, был указан один материал внутренних отделочных материалов постройки, при этом были уточнены параметры толщины этого материала. На деле же этот материал оказался в разы тоньше по сравнению с заявленным, и совсем не тот, который был указан в задании. Как не сложно догадаться, такие изменения должны быть отражены в техзадании, так как за этим следует удешевление сметы самого контракта.
Более детально аналогичные случаи указаны в отчёте за 2019 год, который должен был быть представлен на последнем заседании Думы.

— На дворе 2021 год, а почему Вы подготовили депутатам отчёт за 2019 год, а не за прошлый?

— Со стороны КСП отчёт за 2019 год был составлен и подготовлен для депутатов ещё в прошлом году. Однако в силу того, что наш представительный орган столько времени не собирался, то депутаты, согласно логике, должны заслушать отчёт за ранее проведённый отчётный период. Но, честно говоря, с объективной точки зрения, на сегодняшний день я не вижу никакой актуальности позапрошлогоднего отчёта. Хочется спросить: а когда же мы тогда будем отчитываться за 2020 год?
Вынужден констатировать, что таких, мягко говоря, «запозданий» со стороны Думы немалое количество. Вместе с полугодовалым затягиванием выбора аудитора, депутаты до сих пор не утвердили план проведения контрольных мероприятий КСП на 2021 год. А это один из первоочередных документов в нашей работе.
Такая несвоевременная работа со стороны представительного органа негативно сказывается на соблюдении финансовых и правовых норм. Другими словами, те нарушения, которые были выявлены за тот же 2019 или 2020 гг. могли быть приняты к сведению Думы намного раньше, что, возможно, повлекло бы за собой снижение уровня финансовых нарушений. Но для того, чтобы принять эту информацию к сведению, нужно её хотя бы послушать.
Отмечу, что в отличии от Думы, администрация ПГО все выявленные и представленные нами нарушения в её адрес приняла и взяла на контроль. Это к вопросу об объективности: выявленные нами нарушения не «взяты с потолка», с ними соглашается другой проверяющий орган – прокуратура. Поэтому, хотелось бы, чтобы взаимосвязанная работа нашей Контрольно-счётной палаты и Думы Партизанского городского округа проходила своевременно, а актуальные вопросы решались или обсуждались по мере поступления, а не с паузой в полгода…"

Можно только согласиться с мнением председателя КСП Партизанского городского округа Романа Зыбина и сделать вывод, что грамотное и законное расходование бюджетных средств является важнейшим элементом и контролирующего органа, и Думы, и администрации города.
В 2020 году органам местного самоуправления не получалось «плыть в одной лодке», подвели органы власти местные депутаты.
На следующей неделе вновь будет предпринята попытка собрать депутатов на заседание, не рассмотренных вопросов у них ещё с прошлого года накопилось «воз и маленькая тележка», не говоря уже о том, чтобы своевременно заслушивать чиновников администрации ПГО по текущим вопросам, таким как:
о прохождении отопительного сезона, о водоснабжении и водоотведении, о летнем ремонте и содержании дорог ПГО в зимний период, о работе системы здравоохранения ПГО, о работе управляющих компаний на территории ПГО и многие, многие другие…

Анастасия Васильева,
фото автора