«Открой в себе музыку и услышишь собственное сердце» — известная фраза среди жителей Древнего Рима.  Поспорить с этим умозаключением сложно: на протяжении многих тысячелетий люди по всему земному шару искали пути к главному пункту назначения жизни – самому себе. Достучатся  до внутренних глубин оказалось возможно благодаря величайшему дару, способному открыться исключительно человеку – музыке. В процессе изучения музыкального творчества к певцам и музыкантам приходило осознание всей красоты человеческого бытия, его природы и таинства.

О достижениях музыки, её славе и лечебных свойствах сегодня говорят с особым почтением. Не зря ко всем эмоциональным моментам жизни (будь то свадьба, день рождения, расставания и потеря), у каждого человека подобны свои любимые песни, особая музыка. Об истинной красоте музыкального творчества, взлётах и падениях в карьере музыканта, а также о новой вокальной студии читателям газеты «Время Перемен» рассказала Наталья Мега – музыкант, певица и руководитель вокальной студии «Харизма» в Партизанске.

 

Наталья, расскажи, как ты пришла к музыке?

 Я с детства была музыкальным ребёнком. И родители, и бабушка с дедушкой всегда замечали и поощряли во мне желание развиваться в направлении музыки. Помню, ещё в возрасте двух лет я очень любила песню «Ламбада» (1989 г.), и модную тогда «Фаину» (группы «На-на»): всегда топала в такт ножкой под ритм этих песен. Даже когда я была в детском саду, кто-то из взрослых спрашивал: «Кем ты хочешь быть?», — я уверенно отвечала -«певицей». Так и начался мой музыкальный путь. Учась ещё в начальной школе, мама записала меня в творческий клуб «Бригантина» (ныне Центр детского творчества). Там я познакомилась со своим замечательным учителем по вокалу Людмилой Владимировной Андреевой. Вместе мы занимались с ней около четырёх лет. За это время я познакомилась  с техникой эстрадного вокала, влюбилась в этот жанр и поняла, что это моё. Мы пели и сольно, и в ансамблях, раскладывали мелодии по партиям: в общем, глубинно открывали для себя таинственный мир музыки. Параллельно я училась игре на фортепиано, а чуть позже, уже в средней школе, стала посещать ещё и художественную школу.

 

Получается, талантливый человек талантлив во всём?

 Мне сложно  так судить о самой себе. В сферу  художественного мастерства меня направила мама, которая сама, будучи ребёнком, очень хотела стать художницей. Но, родив и воспитав меня, она решила познакомить меня с этим видом искусства. Надо сказать, я за это ей очень благодарна, но всё же музыка давалась мне с большим успехом.

 

Когда ты начала заниматься музыкой на профессиональном уровне?

— Не сразу. После окончания школы, в 2006 году у нас в городе проходил первый фестиваль выпускников, на котором ученики из всех школ города представляли свои творческие номера. От школы №12, в которой я училась, на фестиваль отправили меня, и там я познакомилась с известным в нашем городе звукорежиссёром Николаем Николаевичем Трус. Он заметил меня и предложил заниматься в его музыкальной студии. Не раздумывая, я согласилась. Не смотря на то, что после окончания школы я уехала учиться  во Владивосток, я всё равно постоянно приезжала в родной город и усердно оттачивала навыки вокалиста. Так появилась группа «Пластилин», в которой я пела долгое время. Также, с 2008 по 2011 гг. мы собрали вокальную группу «Каприз», где пели одни девчонки. В это время я  окончательно сформировала мнение о своей будущей профессии. Николай Николаевич очень помогал мне в этом. Он был для меня не столько учителем  вокала, сколько выступал в роли мудрого наставника: под его руководством мы принимали участие в самых разнообразных фестивалях  и конкурсах края. Даже были за границей — в Китае. Он профессионально делал музыкальные аранжировки, учил грамотно представлять свой талант на большой сцене. Все эти навыки очень пригодились мне, когда я сама стала преподавателем.

 

 Осознав, что музыка – это твоё, ты отправилась получать высшее образование в этом направлении?

— Отнюдь, нет. Окончив школу, я поступила во ВГУЭС (г. Владивосток) на факультет психологии. За время студенчества я постоянно занималась пением, но, как уже говорила, все занятия проходили здесь, в Партизанске. Не смотря на то, что по окончанию обучения я получила красный диплом, продолжать обучение я хотела именно в музыкальной сфере.

 

 Психологическое образование пригодилось в будущем?

— Да, несомненно. Потом, когда я доросла до открытия собственной вокальной студии, я поняла, как много в процессе обучения значит психологический настрой между учеником и учителем. Ведь, многие приходят заниматься в студию впервые, и, поверьте, исполнить какой-то кусочек композиции для некоторых тоже самое, что рассказать свой самый потаённый секрет – слишком интимное занятие. И здесь уже всё зависит от настроя самого руководителя, как он наладит эти связующие ниточки. В таких моментах мне очень пригождается моё психологическое «прошлое». Вместе с этим, большую пользу будущему музыканту оказывает его раскрепощенность и харизма. Вот только редко кто обладает этими навыками с рождения. Уверенности и лёгкости на сцене учатся долго. И здесь снова на помощь приходят психологические практики. Спокойствие и маневренность, пусть даже несколько заученная, творят чудеса не только с внутренним миром певца, но и самим голосом!

Видите ли, часто я на своих занятиях наблюдаю, как у многих учеников существует проблема зажатых связок: они тихо разговаривают, не могут уверенно открыть рот и спеть в полный голос. И, как показывает практика, дело здесь не в физиологических трудностях: ученик, как правило, просто несёт какую-то негативную установку с детства. Возможно, родители, не задумываясь, часто говорили этому ребёнку: «помолчи; не кричи; сейчас не время для разговоров».  В итоге, вырастая, этот, уже взрослый человек, привыкает разговаривать невнятно, тихо, чтобы никому не мешать. В  таких случаях я начинаю работу сначала с внутренних проработок, восстановления собственной уверенности и ощущения значимости собственных слов. Тогда и правильный, громкий звук происходит сам собой.

 

 Когда пришло осознание, что пора открывать собственную студию вокала?

 — Эта идея бродила в моей голове давно, ещё со времён выпуска после Николая Николаевича. Но потом начались другие заботы: в 2015 году я вышла замуж, родила первую дочку. Творческие порывы несколько уступили бытовой (но, тем не менее, тоже интересной) жизни. Повторно к идее создания творческой студии вокала я вернулась в феврале этого года, когда пошла учиться на преподавателя по эстрадному вокалу. Получая профильное образование, я делала акцент на нескольких принципиально новых «фишках», которых ещё не было в музыкальной индустрии  нашего города.

 

 Например?

— В первую очередь, меня интересуют зарубежные техники вокального исполнения. Их манера пения ощутимо отличается от русских певцов. Это не значит, что наши какие-то плохие, это значит, что пришло время попробовать что-то новое. А вместе с этим, я делаю акцент на вокальной йоге: особенной практике по расслаблению связок, контролю дыхания, снятию зажатости гортани и многое другое.

 

 Когда студия вокала приняла у себя первых учеников?

—   20 апреля 2021 года мы официально начали свою работу. Пользуясь случаем, от лица всей студии мы хотели поблагодарить директора Городского Дворца культуры Александра Петровича Саратова за предоставление  помещения вместе с необходимым оборудованием. Ведь, не секрет, что занятия музыкой на профессиональном уровне требуют качественный звук, аппаратуру.

По истечении трёх месяцев у нас в студии собралась целая команда из 15 учеников. Среди них, и совсем юные новички, и уже взрослые опытные музыканты. Но всех их сближает одно – желание обучаться пению, открывать себя на большой сцене. И, надо сказать, мы даём им такую возможность: наше дебютное выступление состоялось на фестивале военной песни 8 мая, приуроченному ко дню Победы. Там взяли свои первые призовые места.

 

— Почему именно «Харизма»?

—   Название «зрело» в наших умах на протяжении трёх месяцев. В результате глубокого мозгового штурма большинством голосов мы остановились на «Харизме». Думаю, это именно тот необходимый навык любого музыканта и певца, который отличает его от других. Ведь петь чисто и правильно можно научиться (было бы желание). А вот продемонстрировать свой шарм, свою изюминку и харизму на сцене: задача не из простых. Как правило, эти качества, если они есть, заложены в человеке с рождения, поэтому задача грамотных  руководителей: вовремя увидеть этот талант и всячески способствовать его раскрытию.

— Если у человека, мягко говоря, есть трудности с музыкальным слухом, возьмёшься ли ты за его обучение?

—   Здесь играет роль не только наличие или отсутствие музыкального слуха, владение музыкальной грамотностью – в таких случаях важно желание и целеустремлённость самого ученика. Если он хочет петь – он будет петь. Да, возможно, у, условно говоря, не музыкального  человека на изучение одной песни уйдёт больше времени, но это только на первую композицию. Со временем и этот навык будет «прокачан», что позволит быстро и профессионально браться за любимые произведения. Музыка, как и спорт: развивается только при постоянных тренировках.

 

— Сейчас можно говорить о ближайших планах развития твоей студии?

—   На данном этапе мы только познаем наши возможности, усердно тренируемся, и учим новые тактики. Но, конечно, плох тот солдат… Пока, я могу поделиться о планах на проведение небольшого «квартирника», где мы могли бы обозначить себя как новую вокальную студию. Дальше, конечно, в планах большие сольные концерты, но всё это будет в будущем. А пока: трудимся и открываем новые горизонты.

 

— С каким девизом ты идёшь по жизни, и как он помогает тебе в развитии вокальной студии?

Я всегда говорю, что лучше сделать и пожелать, чем не сделать и жалеть потом всю оставшуюся жизнь. Это правило сработало, когда я стояла перед выбором: открывать студию или нет. Благодаря  своей проявленной смелости тогда,  сейчас я имею прекрасных учеников, будущих вокалистов и прекрасное подтверждение того, что я, как в детстве, «захотела и стала певицей»…

Мы попросили нескольких  учеников оставить небольшой отзыв о работе в новой студии, и вот что из этого получилось:

Наталья:

«Неожиданным стало то, что  бОльшая часть занятия — это распевки и упражнения: на дыхание, силу звука, тембральные поиски и так далее. Конечно, у нас нет  пока супер-спетого коллектива, но мы  стараемся, учим песни на голоса, разбираем партии. Занятия именно с «выхлопом» — не развлечение, не песенки попеть, а чётко разбитое на разные доли занятие!»

Ирина:

«Постоянно что-то напевая себе под нос, я всегда мечтала заниматься вокалом профессионально. И вот  благодаря Наталье и её студии вокала моя  мечта наконец-то осуществилась. Теперь я могу позволить себе петь, так сказать,  в полный голос и замахнуться на более разнообразный песенный репертуар! Уроки вокала проходят в позитивной и дружеской обстановке, и я получаю от них огромное удовольствие, на них я учусь развивать свой голос, слушать, а главное, слышать музыку. И в караоке теперь могу петь так, чтобы микрофон не краснел и я вместе с ним».

Вера:

««Харизма» – это практика. Ты не занимаешься полтора года за закрытыми дверьми, а идешь на сцену нарабатывать опыт. При том, что делаешь это так уверенно, как будто полтора года кропотливо работал за закрытыми дверьми. К слову, наши занятия слышно почти во всём Городском Дворце культуры. Так что сразу привыкаешь, что тебя слушают — когда ты еще мажешь мимо всех нот, «даешь петухов» и вообще издаешь страшные звуки. Одно упражнение «Зев льва» чего стоит. Зато все проходит с юмором. Это расслабляет и помогает принять свои несовершенства. Такое спокойное состояние становится крепкой базой для развития и, соответственно, успехов. Руководитель отправляет тебя на сцену с такой уверенностью, что сложно не поверить в себя. Да и вообще быть с руководителем на одной волне – большая удача».

 

Анастасия Васильева,
фото Натальи Мега