Вот календарь перевернул страничку ещё одного летнего месяца, большинство учеников и их родителей уже вплотную озабочены предстоящим учебным годом: купить школьную униформу, взять учебники, успеть записаться на дополнительные курсы репетиторства… Вся эта предшкольная суматоха, безусловно, надолго остаётся в памяти ребят на протяжении многих-многих лет. Иначе, как объяснить, что большинство из нас в последний месяц лета неосознанно заглядывают в книжные магазины, на подсознании переживая: как бы не забыть самые красивые тетрадки по всем предметам…

Однако, наряду с физической готовностью к новому периоду обучения, психологи советуют навести небольшой порядок и с внутренней составляющей школьника, а вместе с ним – и наладить взаимоотношения с родителями. О том, как подружиться с одноклассниками, перестать быть «белой вороной», и почему первыми нужно лечить родителей – обсудили в интервью со школьным психологом г. Партизанска Оксаной Коломиец.

— Оксана Викторовна, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути становления психолога.

— Как и многие люди, склонные к гуманитарным проявлениям личности, я не сразу пришла к психологии. В поиске будущей профессии мной руководило желание помогать людям. Тогда, будучи выпускницей школы, я пошла учиться на юридическую специальность.
Несмотря на то, что профессия вроде подразумевает оказание той самой помощи, уже на последнем курсе я поняла, что это не совсем то, чем я хочу заниматься. В какой-то момент я познакомилась с дисциплиной «Психология» и она так увлекла меня, что уже на последнем курсе юрфака я поступила в Социально-гуманитарную академию именно на специальность «Психология». С этого и начался мой тернистый, длиною в 15 лет, путь к открытию и познанию этой сферы.
По окончанию ВУЗа я какое-то время вела частное консультирование у нас в городе, потом, поднабравшись опыта, пришла работать преподавателем в наш медицинский колледж. Там, к слову, я впервые и познакомилась с эстетикой работы в учебном заведении. Этот мир тогда показался мне чем-то новым и очень увлекательным – преподавание, чтение лекций студентам – интересный процесс, в первую очередь, для самого преподавателя.

Спустя пять лет работы в колледже, по стечении обстоятельств я приняла решение продолжить развитие в сфере психологии и пошла работать в Детский дом (ныне – Центр содействия семейному устройству) в п. Лозовый. Этот период подарил мне колоссально новый опыт в работе с детьми, и вместе с тем, в очередной раз ещё сильнее замотивировал меня развиваться именно в этой области – детской психологии. Надо сказать, работа с ребятами из детского дома — титанический труд. Но, вопреки общим стереотипам, эти дети, отнюдь не плохие, они попросту в два раза больше нуждаются в нашей любви.
Чтобы было понятно, я всегда привожу ассоциацию с домашними цветами: за какими-то мы постоянно ухаживаем и поливаем, ставим их в тень, и они (эти цветы) гармонично себя чувствуют, они берут столько воды, сколько нужно для комфортного цветения – это как домашние дети. В то же время есть цветы, которые годами стоят на самом солнцепёке, – они постоянно нуждаются в поливе. Сколько бы ты их не поливал – они «проглатывают» всё в себя с большой скоростью и тут же требуют ещё – это дети, имеющие трудности с получением родительской любви. Сколько бы ты её её не проявлял – они будут постоянно требовать снова. И здесь нет их вины, просто у этих детей сложились такие обстоятельства.

В этот же период работы в этом учреждении, мне посчастливилось пройти обучение по клинической психологии, что очень пригодилось мне в то время. Ведь, многие ребята, имеющие психологические травмы, имеют и невротические отклонения – и в моей компетенции было уметь определить наличие таких отклонений. В целом, пять лет прогрессивной работы помогли мне понять, в чём на самом деле нуждаются наши дети, когда ведут себя агрессивно, закрываются, устраивают попытки суицида или связываются с плохими компаниями – им просто нужно больше любви. Родительской любви.
Спустя время, вновь по истечении рабочих обстоятельств, я стала работать психологом в школе № 50, где тружусь и сегодня. Пройдя такой нелёгкий путь в детском доме, я стала лучше понимать проблемы «домашних» детей, с чем связаны их обиды, конфликты с обществом и внутренние протесты.

— В чём же особенность школьной психологии?

— Основной внутренний конфликт школьников связан с неумением коммуницировать со своими сверстниками.
Навешивание неприглядных ярлыков, от которых потом трудно «отмыться» в течение жизни, ощущение себя «белой вороной», в случае, если ты чем-то отличаешься от остальных, а также синдром «отличницы» – всё это история про временное неумение позиционировать себя в обществе. С такими проявлениями мы, школьные психологи, и сталкиваемся на своих консультациях.

— Можно ли назвать какую-то общую причину развития этих психологических проявлений у детей и подростков?

— Как показывает практика, основная причина кроется в проблемах в семье самих школьников. Понятие «сложного» ребёнка в 80% случаев зависит от уровня ответственности самих родителей. Поэтому, когда учителя приводят ко мне на консультацию школьника с «трудным» поведением, я сразу начинаю интересоваться его отношениями в семье: слушают ли его там, чувствует ли он себя в ней (семье) защищённо, дополучает ли он родительскую любовь.
К сожалению, проявление агрессии на уроках, отрицательное привлечение внимания класса, или наоборот, полное погружение в себя, замкнутость – яркий триггер (спусковой крючок) того, что в семье что-то не так. В таких случаях целесообразно проводить работу вместе с родителями.
По этому поводу на родительских собраниях я всегда говорю: «Лечим не детей, лечим родителей». Ведь от того, какой микроклимат взрослые создадут внутри своей семьи, так ребёнок и будет транслировать его в жизнь.
Как правило, в 90% случаев, дети, вырастая, скопируют то поведение отношений и тот уклад, который был у них в семье. Поэтому, чтобы вырастить психологически здоровое поколение, нужно, в первую очередь, заняться собственной системой поведения. Если бабушка и мама, например, всегда жили одни и твердили (условно): «Все мужики — козлы», — то можно с большой уверенностью сказать, что будущая девушка будет удивляться, почему ей попадаются именно такие экземпляры.

Вместе с этим, если, к примеру, ребёнку всегда говорили о том, что он какой-то не такой – плохой, неуклюжий, глупый (любое на выбор) – то он так и «пришьёт» это к себе, синхронизирует это со своим образом и действительно станет именно таким.
Поэтому, напоминаю родителям и учителям, что, было бы намного правильнее иметь не отрицательную установку (будешь плохо учиться – станешь дворником), а поменять её на более положительную (будешь учиться хорошо, добьешься большого успеха).
Ещё одна очень важная рекомендация – постарайтесь стать своему ребёнку психологом. То есть, совместите в себе качества друга, которому можно открыть тайны, старшего советника, который даст ценный совет, и, конечно, заботливого родителя, рядом с которым он будет чувствовать себя в безопасности.
Если по каким-то причинам во взаимоотношениях с вашим чадом вы испытываете какие-то трудности, обратитесь к психологу. Как это часто бывает, проблема становится лучше видна, когда на неё смотришь со стороны.

— Как понять, что внутри ребёнка зреет внутренний конфликт? Как заметить тревожные звоночки?

— Обратите внимание на его поведение: не сместились ли какие-то жизненные приоритеты? Например, ребёнок всегда хорошо учился, а тут вдруг полностью потерял интерес к учёбе. Или, допустим, раньше он всегда был открытым, делился внутренними переживаниями, а теперь игнорирует разговоры по душам или уходит от ответа. Возможно, причина кроется во внутренних неприятностях: помогите ему. Лучший вариант – обратиться к психологу. Но, если вы чувствуете близкую духовную связь друг с другом – поговорите с ребёнком, не осуждая и критикуя его за какие-то мысли. Он поделился с вами самим ценным для него – нужно принять это достойно и ненавязчиво подтолкнуть к правильному решению.

— Как преодолеть страх большой аудитории и ответов у доски?

— Для этого нужно попытаться проиграть эту ситуацию: как ты выходишь к доске, например, и рассказываешь доклад – как будто в реальности. Важно при этом включить в это представление и свои самые кошмарные страхи. Чего боишься: как пойдешь доске и упадёшь? Значит, падай. Как себя чувствуешь после этого?
Обычно после такой визуализации человек понимает, что ничего страшного в этих выдуманных страхах- то и не было.
И, безусловно, то, что боишься больше всего, нужно делать как можно чаще. Боишься стоять у доски – тяни руку каждый раз, когда учитель зовёт решить пример; боишься петь на сцене – участвуй в каждом школьном концерте. И чувство страха притупится или полностью самоликвидируется, ведь мы боимся неизвестности: водить машину, садиться на самолёт – а когда мы это проделали много раз, то чувство страха заменяется сначала уверенностью, а затем и профессионализмом.

— Как, на Ваш взгляд, школьные оценки помогают потом, в будущем, найти себя в жизни?

— Я думаю, что на становление личности влияет сам процесс получения оценок. Ты знакомишься с самой системой жизни: сделай – получи. Выучил урок – получи оценку. Решил задачу со звёздочкой – держи «отлично» по математике. Понимая принципы работы этой системы, ребёнок комфортно адаптируется потом и к взрослой жизни.

— Нужна ли консультация школьного психолога самим учителям?
— Конечно. Не зря ведь говорят, отработал десять лет в педагогике — пора менять профессию. Всё дело в профессиональном «выгорании». Не секрет, что работа с детьми отнимает очень много сил и энергии. Когда восстановить её не получается на протяжении длительного времени, происходят срывы и депрессии.
То же касается и отношений с детьми в семье: чтобы дети росли счастливыми, нужно сначала взрослым обрести гармонию внутри себя.

Анастасия Васильева,
фото автора