Он много писал, и это спасало его от хворей, полученных на Чернобыльской АЭС. Говорил: «Чернобыль — катастрофа разума».

Его друг и коллега, поэт российского масштаба Евгений Дмитриевич Лебков писал о нём:
«…К любви он
призывает.
О, сумасшедший мир!
Остепенись, подумай:
Душа к душе впритык.
Вот всеисход
разумный...
Всегда во всем
по-доброму.
С молитвой покаянной!
И здравому, и хворому
аукнется Осанной».

Очередной весной, в знаменательный праздник 9 мая в День Победы Борису Дубровскому исполнилось 70 лет. Собрался пойти на парад, но… внезапно подкралась она, окаянная. Не ждал её, жаждал жить. И творить. Ведь даже кончину поэта Лебкова пережил – не слёг. И потом все семь лет тосковал о нём, считал его своим учителем и другом.

Творческий взлёт

Произведения Бориса Викторовича Дубровского публиковались в краевых газетах: «Арсеньевские вести», «Ленинец», переименованный в «Вести», в газете «Утро России», в «Вестнике», в журнале «Изба-читальня», музыкальной газете «Лукоморье», альманахе «Живое облако» и «Подвиг бессмертен» города Москвы, в газете «Литературный меридиан» города Арсеньева. В 2009 году опубликованы два рассказа – «Иванов день» и «Картошка по-деревенски» в сборнике ЛИТО «Родник» «Судьбы связующая нить». В 1999 году в коллективном сборнике родниковцев «В поисках истины» опубликовано 19 его стихов. Замечательный труд – поэма из семи стихов «Русь изначальная» …

Годы — с 1994 по 2005 — были у Бориса Викторовича творческим взлётом.
Поэт и прозаик Борис Дубровский стал Лауреатом премии прозы о войне 1941—1945 годов в 2009 году в Приморском крае. В честь друга — поэта Лебкова Евгения Дмитриевича он издал видео — книгу и видео – диск о нём...
Также издал свои книги стихов самиздатом: «Изначальное», «Возвращение», «Богиня креста», «Кладовая Востока» о Сахалине, о людях мужественных…

Мыслитель

Интересная статья — размышление Бориса Викторовича о картине Малевича «Черный квадрат». Это философский взгляд на эту картину. При первом взирании на картину, не представляющую никакого интереса для зрителя, мыслитель Дубровский глубоко проник в изучение картины. Кстати, в своей книге «Богиня креста» он четко и ясно излагает — информирует значение картины «Черный квадрат». Он говорит:
«Философия квадрата Малевича проста, как жизнь. В творческих работах художника Малевича присутствуют три формы: треугольник, овал, прямоугольник и просто линия… Считаю, что художник Малевич пришёл к понятию философии живописи с мощным началом развития прогресса в мире и, особенно в России. Я не раз задавал учёным и физикам вопрос — как изобразить белое на белом? Они лезли в дебри молекулярно-энергетических измыслов… Но…увы! А вот художник Малевич нам, людям, показал и сказал — «Задумайтесь!» Так о чём мы должны задуматься, глядя на его картину — детище «Черный квадрат»?! А собственно, «Черный квадрат» — это мы, и наша прошлая и настоящая жизнь! Да. Мы можем освоить космос — Мироздание, Землю, подчинить Огонь, понять Воду… и всё это замкнувшись на нас, людях, создаст квадрат Малевича — Тьму. Как снаружи — так и внутри нас. Освятить эту тьму можно только Душой. И, нарисовав в центре квадрата Крест, т.е. разум-жизнь горизонталь, Любовь — вертикаль. Вот об этом и выразил картиной философ — художник Малевич. Да, да. Вращение Креста и есть Свет. А мы рождены на «Богине креста» — Земле. Из трехмерного пространства познаём многомерное…».

При жизни

Изучая творчество Бориса Дубровского, поражаешься тому, как сложно и трудно было с ним общаться и без пауз слушать только его. Огня жизни в нём было так много, порой казалось, что он потеет даже искрами. Приходилось лишний раз его избегать, чтобы не слушать. Но и удивляет Борис, что получил возможность строить свою жизнь по своему непохожему усмотрению. Он как бы «выломился» из общепринятых норм. В благоустроенной квартире жить не мог. Построил своими руками, без посторонней помощи, хибару на задах посёлка, вблизи соснового бора. Купил клочок земли и обустроил двор. А гордостью его было небольшое озерцо, где в чистой воде можно было увидеть плавающих рыбок. Супруги Лебковы садили на земле овощи, бывали частыми посетителями его «Фазенды». А Борис живет, «ногами крутит круг, руками глину месит. Мне нравится его труд. Он – богочеловечный».
Вот птицы тоже свободны, а гнезда все-таки вьют, подобен им и Борис. И веровал он, верил во Христа. А вера — это усиленная любовь. «Надо сказать себе – верую — и всё будет ладно да хорошо», — молвил Лев Толстой. И душа Бориса держалась на Вере. Человек без Веры, что столб без опоры. Ветер подул — и столб упал.
Процветал знатный уголок земли именем Бориса Дубровского. И первая ягодка, и первый огурчик – все блага — свои, руками милостивыми выращены.

Памятное строение Бориса Дубровского

Весной и осенью я прихожу к его жилищу, как к памятнику, который он построил своими силами. Участок в запустении, зарос травостоем чистотела, одуванчиками. Кругом желтое соцветие трав. Забор повалился. Чистоводное озерцо высохло, берега обвалились и засыпали дно. Похирела и сама избушка. Лицевая стена, рядом с входной дверью сгнила и теперь зияет черной пробоиной — дырой. А что осталось внутри её? Архив. Автор позаботилась его вывезти 23-го февраля 2014 года с помощью учителя и библиотекаря школы № 50 Оксаны Сергеевны Балашовой и Эльвиры Николаевы Ильясовой. Огромное спасибо им!
Избушка ещё держится, как Дух силы Бориса (псевдоним Дэв Сирано). Ведь его настоящим богатством была – Душа. Когда-то давно, в этом невзрачном жилище собирались лучшие творческие силы поселка Углекаменска — пили чай с малиной, общались, говорили о поэзии и литературе, спорили, учились друг у друга чему-то…
И годы те были насыщены значительным веянием, неповторимым временем. В Библии сказано: «Где двое-трое-там и Я». Вот эти двое — трое создавали в окружности благотворную духовную атмосферу.
«В Норвегии на каждые 2 тысячи человек населения – один писатель, а в России — один на миллион», — в свое время сказал Максим Горький. А уж в нашей Приморской глубинке – тем паче.

Будем помнить о них, писателях, потому как в них заключена целительная сила человечества.

Паланея,
с. Углекаменск