В последний день января в малом зале Городского Дворца культуры прошёл «круглый стол» по проблеме пассажирских автобусных перевозок на территории Партизанского городского округа. Инициатором мероприятия стал депутат Законодательного Собрания Приморского края Владимир Хмелев, а его участниками — руководители администрации и депутаты Думы Партизанского городского округа, руководители автотранспортных предприятий, жители городского округа, — всего более сорока человек.

Открывая работу «круглого стола» депутат Владимир Хмелев отметил, что основным вопросом мероприятия является определить готовность администрации ПГО к установлению регулируемого тарифа на пассажирские перевозки. А так же следует обсудить между властью, бизнесом и населением все проблемы пассажирских перевозок на территории Партизанского городского округа, которые годами не могут найти своего разрешения.
Владимир Хмелев сказал, что с 1 января этого года вступил в силу краевой закон №373 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края государственными полномочиями по установлению регулируемых тарифов на регулярные перевозки и багажа автомобильным и наземным электрическим общественным транспортом по муниципальным маршрутам в границах муниципального образования». Исходя из этого, необходимо узнать о готовности администрации ПГО и перевозчиков к переходу на регулируемый тариф.

От имени администрации ПГО слово взял заместитель начальника отдела ЖКХ Владимир Юринский. Он коротко рассказал о том, что на территории ПГО нет муниципального пассажирского транспорта и муниципального тарифа, нет подготовленных водителей, а есть высокодотационный бюджет. Однако администрация ПГО совместно с автоперевозчиками занимается вопросами организации пассажирских перевозок, изучением маршрутов и пассажиропотока. Пассажиропоток в г. Партизанске сократился более чем на семь тысяч человек и продолжает снижаться. В результате отдельные автобусные маршруты становятся нерентабельными и требуют дотаций со стороны муниципалитета. По современным требованиям из-за нерентабельности отдельных маршрутов перевозчики имеют полное право отказаться от них, и никто ничего не сможет сделать. По мнению Юринского, для предотвращения кризисных ситуаций на отдельных маршрутах требуется дотация для перевозчиков из бюджета.
Хмелев спросил у Юринского: «Вы считаете тариф на автобусные перевозки в г. Партизанске высоким или низким?» Ответ: «Допустимым» (шум негодования в зале).

Лариса Шадрина оппонировала Юринскому: «Пассажиропоток снижается, потому что люди не уверены в точности соблюдения графика движения автобусами. Он нарушается. В результате пассажиры вынуждены или идти пешком, или ехать на такси. Вот вы и теряете пассажиров».
«Когда администрация ПГО готова применить новый регулируемый тариф на пассажирские перевозки?» — спросил у Юринского Хмелев.
«За два – три месяца мы подготовим взвешенное решение, но требуется решение администрации Приморского края по субсидированию перевозок», — ответил Владимир Юринский.

Слово взял Виталий Бирюков (ООО «Баярд»). Он сообщил, что в ряде городов Приморского края автотранспортные предприятия уже заявили о намерении существенно повысить стоимость проезда на автобусах: до тридцати и свыше рублей за поездку. В г. Москва специалисты подсчитали, что для безубыточной работы автотранспортных предприятий стоимость одного билета должна составлять не менее пятидесяти рублей (шум в зале). «А чем мы хуже Москвы?» — спросил Бирюков и пояснил, что когда стоимость одного литра дизельного топлива была равна стоимости одного билета, тогда предприятия не несли убытки. Сейчас же, когда цена на топливо растёт несколько раз в год, то стоимость билета не увеличивается так же быстро.
«Раньше у всех перевозчиков были дотации из краевого бюджета, но потом их убрали и в результате все компании фактически банкроты. Мы все банкроты! Плюс к этому постоянно продолжает расти дополнительная финансовая нагрузка на предприятия по установке то дополнительного оборудования, то кассовых аппаратов, то рамок – детекторов металлов по антитеррору. Мы не в состоянии все эти требования выполнить, так как это миллионные затраты. Существует ещё и проблема с водителями, нам их некем менять, их негде взять. Поэтому рост тарифа – это вынужденная мера, чтобы сохранить и автопарк, и маршруты», — добавил Виталий Бирюков.

Владимир Хмелев уточнил у администрации ПГО: «С учётом возможных дотаций из краевого бюджета возможна ли закупка собственного муниципального автотранспорта для перевозки пассажиров?» Ответил Владимир Юринский: «Мы обсуждаем с краевой администрацией вопросы и по субсидиям на перевозки, и по покупке новых автобусов. Сегодня средний возраст пассажирских автобусов в г. Партизанске – шестнадцать лет! Это недопустимо. Поэтому прорабатываем разные варианты, в том числе закупку в лизинг, с возможной передачей автобусов частным компаниям».
Из зала спросили о том, какие автобусные маршруты являются нерентабельными.
Юринский ответил, что нерентабельными можно считать пригородные маршруты номер 106, 104, а так же городской 5т. Кроме этого, сезонным колебаниям нерентабельности подвержен маршрут номер 2 и другие.

Автоперевозчиков поддержал и.о. главы Партизанского городского округа Николай Кодин. Он отметил, что по роду работы ему приходится взаимодействовать со спецслужбами и доказывать, что необходимо уменьшить дорогостоящие требования по безопасности для автоперевозчиков и, в частности, по антитеррору. Давление государства в сфере безопасности на перевозчиков избыточная. Если перевозчикам их выполнить в полном объёме, то тогда проще этим бизнесом вообще не заниматься.
Второй проблемой, подчеркнул Кодин, является то, что сегодня ни одна автошкола не готовит категорию водителей для управления пассажирскими автобусами. В результате возник большой дефицит водителей. Например, уже длительное время администрация города не может найти водителя нужной квалификации на школьный автобус одной из школ. Он так же сказал, что два года тому назад был утверждён тариф на перевозку пассажиров в размере 26 рублей за билет. Но за это время всё подорожало в два и более раза. В результате предприятия перевозчиков несут убытки, а других аналогичных предприятий у нас просто нет. Из других городов к нам никто не придёт. Поэтому необходимо, чтобы краевые депутаты помогали нам решить вопрос субсидирования из краевого бюджета.

Владимир Хмелев: «Поэтому мне нужно знать мнение об этом местной власти, бизнеса и населения. Тогда я буду иметь поручение от вас для лоббирования этого вопроса». Он так же довёл до участников «круглого стола» содержание письма генерального директора АО «Экспресс Приморье» К.В. Шелухина в адрес Н.И. Кодина с просьбой синхронизировать расписание автобусов с графиком движения электричек. Отсутствие такой синхронизации создаёт значительные сложности для пассажиров. Юринский ответил, что администрация города работает над этим вопросом.

Дальше «круглый стол» перешёл в формат свободного диалога. Так, Ольга Шумейко спросила: «Почему не синхронизировано расписание между маршрутами автобусов? Иногда можно простоять на остановке и сорок минут, а иногда автобусы с разных маршрутов едут один за другим».
Виталий Бирюков пояснил, что компании «Баярд» и «Пассажирские перевозки» выходят по очереди в разные дни и не пересекаются. Что же касается изменения маршрутов, то это невозможно сделать сходу, так как это сложная работа.
Депутат Думы ПГО Игорь Ворон-Ковальский заметил, что его, как депутата от 21 избирательного округа интересует вопрос о том, почему стоимость билета за проезд в автобусе в городе составляет 26 рублей, а до Углекаменска и Авангарда она существенно выше? Чем это обусловлено?
Ответил Бирюков. Он пояснил, что маршруты до Углекаменска и далее до Залесья, до Бровничей, считаются не городскими, а пригородными. А на них идёт другой расчёт и тариф. Так применяется тариф два рубля сорок копеек за один километр пути. Поэтому и стоимость проезда до разных сёл разная.
Заместитель председателя Думы ПГО Анатолий Аношин сказал, что Дума контролирует вопрос с пассажирскими перевозками, но смотрит на ситуацию иначе. Существуют противоречия в самом законодательстве. Так компании – гиганты, например авиаперевозчики, имеют огромные дотации из бюджета, а местные пассажирские перевозки брошены на произвол. Но почему в такой ситуации должны страдать перевозчики? Себестоимость перевозок зависит от стоимости топлива и пассажиропотока. Требуется, с одной стороны, поднимать стоимость проезда в зависимости от инфляции, а с другой стороны, обращаться к краевой власти за дотированием убыточных перевозок. В тоже время администрация ПГО может самостоятельно взять в лизинг пять новых автобусов для города.

Ольга Шумейко: «Всё это понятно, но разве сложно соблюдать расписание движения автобусов?»
Ей оппонировал Николай Кодин, который привёл статистику жалоб на перевозчиков за прошлый год. Так, он отметил, что в адрес администрации ПГО поступило всего 22 жалобы. Из них три жалобы на маршруте номер 104; на маршруте номер 106 – две жалобы; маршрут 9 – три жалобы; маршрут 5 т – две жалобы; маршрут 1 – одна жалоба и так далее. То есть, пассажиры не очень активно обжалуют действия перевозчиков.
Владимир Юринский отметил, что в администрации Партизанского городского округа значительное время не было специалиста по пассажирским перевозкам. Теперь все желающие могут обжаловать действия перевозчиков по телефону в администрации ПГО – 6-05-40 (Владимир Евгеньевич).
На вопросы о расписании движения автобусов по маршрутам он ответил, что расписание есть на сайте администрации. Кроме этого, администрация ПГО совместно с перевозчиками неоднократно изготавливала таблички с расписанием и размещала их на остановках, но все они быстро уничтожаются.
Анатолий Аношин сказал, что ранее, в период СССР, в городском пассажирском парке была и служба диспетчеров, и запасные автобусы, теперь ничего этого нет, что сказывается на качестве перевозок. В тоже время, подчеркнул депутат, сущность жалоб тоже бывает разной.

Игорь Рулько обратил внимание участников мероприятия, что жителей города интересует наличие актуального расписания движения автобусов и чистота в автобусах. Расписание движения автобусов должно быть на остановках. Их нужно делать антивандальными, для этого есть самоклеящиеся материалы, которые очень сложно удалить. С расписанием движения автобусов всё же есть проблема. Так, приложение «Весь Партизанск» полтора месяца не могло добиться от администрации города расписания автобусов, а на сайте администрации оно часто не соответствует действительности. В приложении «Весь Партизанск» есть функция, через которую можно пожаловаться на нарушения по перевозкам пассажиров и жалоба поступит в администрацию города.
А что касается муниципальных предприятий, то по решению Президента они все скоро будут ликвидированы, — добавил Рулько.

Надежда Степанец отметила, что у пассажиров из «Янтарного» были и есть жалобы на водителя автобуса маршрута №9 Васильева. Он систематически не соблюдает расписание движения, курит на рабочем месте и так далее. Депутат Владимир Хмелев попросил руководителя ООО «Пассажирские перевозки Александра Нефёдова отреагировать на многочисленные жалобы на водителя Васильева и принять к нему меры.
Председатель комиссии по вопросам ЖКХ Думы ПГО Дмитрий Рослый сказал, что он всех выслушал, обратил внимание на то, что в зале присутствует в основном население старшего возраста, а где молодёжь? Он отметил, что капитализм «съел» все муниципальные предприятия. Сегодня на «круглом столе» было много предложений, думали о будущем, но без поддержки краевой и федеральной власти ничего не получится.

В завершении работы «круглого стола» с неожиданной информацией выступил Виталий Бирюков. По его словам, на протяжении последних десяти лет строители, производящие укладку асфальта на дорогах г. Партизанска, не закупали у асфальтобетонного завода ДОРОЖНОГО асфальта, они приобретали асфальт для ТРОТУАРОВ. Так же строители не использовали катки для ДОРОГ, а лишь для ТРОТУАРОВ. Поэтому в Партизанске никак не получается ровный асфальт и он ненадлежащего качества.
Владимир Хмелев поблагодарил его за информацию и пообещал, что она будет использована при подготовке «круглого стола» по ремонту дорог (ориентировочно в марте – ред.).
При завершении «круглого стола», депутат Владимир Хмелев сообщил, что он суммировал поступившие предложения и предлагает принять резолюцию следующего содержания:

1. Рекомендовать депутату Законодательного Собрания Приморского края Хмелеву В.Н., администрации и Думе Партизанского городского округа обратиться к губернатору Приморского края Кожемяко О.Н. с просьбой о субисдировании автобусных пассажирских перевозок на территории Партизанского городского округа.
2. Рекомендовать администрации Партизанского городского округа синхронизировать расписание городских автобусных маршрутов с движением пригородных поездов.
3. Рекомендовать администрации Партизанского городского округа и руководителям автотранспортных предприятий, осуществляющим автобусные пассажирские перевозки, особое внимание обратить на точное соблюдение расписания движения автобусов в любые дни; произвести обновление табличек с расписанием движения автобусов на автобусных остановках.

Участники мероприятия согласились с предложенным вариантом резолюции. А Владимир Николаевич попросил остаться в зале всех, кому интересна деятельность общественного движения «ГРАНИ».

Юлия Новикова,
Фото автора