На прошедшей неделе в микрорайоне «Зверосовхоз» города Партизанска было вновь беспокойно. Жителей волновали две застарелые проблемы: качество водоснабжения и автобусные перевозки. И то, и другое относится к полномочиям органов местного самоуправления, то есть к администрации ПГО. Власть встречается с жителями, ведёт диалог, но с ходу решить проблемы не получается.

Парадокс в законе

Сегодня многие кризисные ситуации управления принято сравнивать с советским опытом, однако, на наш взгляд, это не всегда корректно. Например, в советские времена многие вопросы городской власти легко закрывали крупные предприятия. Им совсем не возбранялось из собственной прибыли участвовать в асфальтировании дорог, например, в прилегающем к предприятию микрорайона, строить объекты социальной и культурной сферы, оказывать помощь исполкому техникой для уборки снега, мусора или в тушении пожаров. Сегодня такое чаще всего немыслимо: капитализм и каждый предприниматель считает свою копейку.

С принятием федерального закона о местном самоуправлении (федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») многие полагали, что к многочисленным обязанностям муниципалитетов в обеспечении населения всем и вся, дадут и федеральные деньги, но этого не произошло. Все обязанности местной власти по электро- , водо- , тепло- и иному обеспечению (дороги, кладбища, вывоз мусора, образование и медицина, безопасность, торговля, связь и прочее) полностью легло на финансы муниципалитетов. А так как по всей России ещё с 90-х годов закрылись тысячи градообразующих предприятий (как в Партизанске шахты), то у местной власти повсеместно финансы «запели романсы». Дотаций из краевого бюджета хватало ровно настолько, чтобы заткнуть самые крупные «дыры» бюджета – зарплаты бюджетникам и оплату коммунальных услуг тех же бюджетных учреждений.
Случился парадокс – на уровне местной власти оказалось слишком много обязанностей при полном отсутствии денег. И этот парадокс действует до сих пор.

Социальный треугольник

Существуют различные теории развития общества и городской среды. Например, депутат Законодательного Собрания Владимир Хмелев уже давно пытается убедить чиновников и депутатов разного уровня в том, что если в городском округе будет создан равновесный социальный треугольник под названием «Власть – Бизнес – Население», то всё у нас будет гораздо лучше, чем есть. Вот с этих позиций мы и рассмотрим теорию общественных отношений.
По вершинам равнобедренного треугольника разместим такие понятия как «Власть», «Бизнес» и «Население». В идеальном городе все стороны этого треугольника должны быть в равновесном положении. А именно:
1. Власть должна честно и добросовестно служить народу, а народ доверять ей, но и контролировать власть.

2. Власть должна создавать все условия для комфортного ведения бизнеса на территории города, а бизнес — поддерживать власть своими деньгами в реализации разного рода социальных проектов.
3. Бизнес должен быть готов предоставить населению необходимое количество рабочих мест с нормальной заработной платой, а население честно трудиться.
Это такая идеальная схема взаимодействия власти, бизнеса и населения, позволяющая городу во многих сферах выйти на некую самодостаточность. Положа руку на сердце, отметим, что в г. Партизанске совсем всё не так. У всех сторон треугольника существуют серьёзные претензии друг к другу и глубокое недоверие. Например:
— Народ не верит власти, считает, что чиновники работают только сами на себя и даже не в полной мере исполняют свои прямые обязанности, а высшие должностные лица просто погрязли в коррупции – им не до народа.
— Власть считает, что народ слишком много хочет, не понимает законодательство и трудности чиновников; народ на выборах голосует всегда неправильно, он ленивый, мусорит и не соблюдает законы.
— Бизнес считает, что власть только и думает о том, как повысить налоги, содрать «три шкуры» на какие-то свои глупости, и вообще власть создаёт бизнесу множество искусственных проблем и не создаёт условия для нормальной работы.
— Власть полагает, что бизнес укрывает налоги, своим работникам платит зарплату в «конвертах», не хочет финансировать важные городские проекты, отказывается помогать власти дополнительными финансами.
— Население считает, что бизнес платит работникам слишком мало, требует слишком много. Поэтому «как вы нам платите, так мы у вас и работаем».
— Бизнес полагает, что народ совсем разучился добросовестно работать, ворует, ленится и вообще даже не хочет работать. Отсюда и проблема с кадрами в г. Партизанске.

Заметим, что к этой схеме вовсе не относится проблема отсутствия свободных финансов в местном бюджете и возможности строить какие-то «супер-пупер» объекты. Рассмотренная схема касается мира человеческих отношений: доверия, заботы, внимания, понимания, ответственности.
Можно ли достичь человеческих отношений между сторонами социального треугольника? Считаем, что нормальные отношения в социальном треугольнике «Власть – Бизнес – Население» построить можно. Для этого нужны осознанные усилия всех сторон треугольника. Возможно, для этого потребуются годы, но нужно это делать во имя развития Партизанска. И ключевым фактором в гармонизации сторон треугольника является власть, так как она за деньги налогоплательщиков ОБЯЗАНА заниматься всеми сторонами социального треугольника: например, через творческую реализацию своих полномочий.
Пока же в г. Партизанске с властью одни проблемы: то мэры решают только свои коррупционные проблемы; то ума мэра хватает только на игрушки в своём телефоне; то мэр настолько болен, что засыпает в своём кресле; то вторая ветвь власти, депутатская, не работает почти год, сойдясь в жаркой схватке за кресло председателя Думы. Тут уж не до чаяний народа или бизнеса…

«Зверосовхоз» и власть

Давайте посмотрим на существующую проблему пассажирских автобусных перевозок жителей микрорайона «Зверосовхоз» через призму социального треугольника «Власть – Бизнес – Население». Так как у власти нет своего муниципального автобусного пассажирского предприятия, то эту обязанность исполняет частный бизнес по договору с администрацией ПГО. Отметим, что главный смысл бизнеса – извлечение прибыли, а совсем не социальная благотворительность.

Около пятнадцати лет тому назад администрация ПГО изменила советскую схему автобусных маршрутов и разыграла конкурс по их обслуживанию среди трёх заинтересованных местных автобусных компаний. На наш взгляд, на самом деле это был типичный закулисный сговор бизнеса и власти по распределению автобусных маршрутов. Власть пошла на поводу у перевозчиков, что даже умышленно разорвала некоторые единые маршруты на два, чтобы пассажиры отдали денег в два раза больше бизнесменам. Так, если раньше жители «Лозового» могли на одном автобусе доехать до железнодорожного вокзала, то в новой схеме маршрутов пассажиру нужно выйти с автобуса № 7 на остановке «Швейная фабрика» и сесть в автобус № 1, чтобы доехать до ЖД вокзала. Так же невозможно на одном автобусе уехать из микрорайона «20-ая шахта» и доехать до «Перевала» или «Лозовой» и обратно. Такие вынужденные пересадки с одного автобуса на другой в маленьком городе существенно опустошают карманы пассажиров и доставляют им массу неудобств (В «длинной» Находке почему-то остались маршруты, связывающие город едиными маршрутами). Многократные обращения к разным мэрам ни к чему не привели. Администрация ПГО годами даже не могла организовать вывешивание автобусного расписания на остановках города. И какое после этого будет доверие населения к власти?

В свою очередь бизнес, в лице частных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, научился откровенно шантажировать власть, утверждая, что работа стала невыгодная, стоимость проезда не покрывает все затраты. Всё это делалось с одной целью: чтобы власть не трогала сложившийся бизнес и вообще «не совала туда свой нос». Объективности ради стоит отметить, что за последние годы на автотранспортные пассажирские компании существенно возросла финансовая нагрузка по обеспечению безопасности, но, с другой стороны, кто знает реальные доходы в этом бизнесе?
С годами в Партизанске пассажирские компании стали весьма вольно исполнять муниципальный договор: то самовольно отменяя отдельные рейсы, то снимая с маршрута автобусы, как им выгодно, то меняя расписание. Всё это напрямую коснулось жителей микрорайона «Зверосовхоз», которые годами были вынуждены подстраиваться под вольности автоперевозчиков.

Естественно, жители не молчали, возмущались, писали письма, задавали власти вопросы, имея существенные претензии к власти и бизнесу. При увеличении количества личных автомобилей на душу населения в городе осталось немало «безлошадных» людей. И, согласно закону о местном самоуправлении, администрация города обязана обеспечить жителей пассажирскими перевозками. Но, по мнению многих жителей микрорайона «Зверосовхоз», администрация Партизанска делает это явно не в полной мере.

Так, в ходе последних встреч с жителями микрорайона представители исполнительной власти почему-то нередко выступали в роли адвокатов перевозчика, явно защищая интересы автобусного бизнеса, но не населения (хотя должны учитывать интересы обеих сторон), так власть соглашается с доводами автоперевозчиков, что дневные рейсы невыгодные – мало пассажиров. Но неужели чиновники не понимают уловку перевозчиков: если в утренние рейсы автобусы едут переполненные, то почему днём тоже должно быть так же? Давайте посмотрим на другие сферы бизнеса, где есть свои волны и ритмы продаж, как в течение суток, так и недели, даже времён года. Если утром водитель пассажирского автобусу снимет «сливки» с пассажиров, то почему он или его руководитель должны возмущаться, что днём или в выходные дни им работать не выгодно? Необходимо смотреть распределения и нагрузку потока пассажиров в целом в течении дня, а не только в пиковые часы. Это особенность жизненного цикла людей и она отражается не только на пассажирских перевозках, но и на другие сферы бизнеса.

В ходе последних встреч чиновников городской администрации с населением микрорайона «Зверосовхоз» нередко из их уст звучало «волшебное» слово «мониторинг» в контексте исследования суточного пассажиропотока. Насколько помнится, всегда после очередного конфликта власти и населения в сфере пассажирских перевозок чиновники администрации начинали интенсивно мониторить пассажиропоток, но после этого практически ничего не менялось. Что это: власть делает видимость работы по защите интересов «безлошадных» жителей и усыпляет их бдительность словами «мониторинг», «пассажиропоток» и прочими? Почему компании самостоятельно меняют рейсы, расписание, а местная власть начинает «чесаться» только тогда, когда где-то население начинает закипать?
Это всё к вопросу доверия между сторонами социального треугольника. Возвращаясь к вопросу автобусных пассажирских перевозок, исходя из многочисленных общений с нашими читателями за последние годы, замечу, что и расписание движения городских автобусов, и маршруты уже ДАВНО нуждаются в корректировке. Это задача власти. И власть обязана исходить из интересов, как населения, так и бизнеса. Понятно, что пересмотр устоявшихся маршрутов и расписания движения автобусов, исходя из современного пассажиропотока, подготовка всей необходимой документации требует и времени, и определённой квалификации специалистов, но начинать эту работу нужно. Иначе социальное напряжение между властью и жителями города, передвигающимися на пассажирских автобусах, будет нарастать.

Добавим к проблематике давнее отсутствие автовокзала, удобных пассажирских платформ; вспомним ещё раз про откровенный многолетний «дурдом» с необходимостью пересадки с одного на другой автобус при передвижении по городу и между его микрорайонами, то у многих жителей города за последние годы сложилось стойкое убеждение, что чиновники за окнами своих автомобилей не видят проблем пассажиров, пользующихся услугами частных автобусов. И о каком доверии к власти может идти речь?

Ситуацию могла бы поправить вторая ветвь власти – депутатская, но в Партизанске она надолго выбыла из дееспособного состояния и ничего не спрашивает с работников администрации, чтобы защитить интересы избирателей. Остаётся только надеется, что исполнительная власть под давлением народа сможет подняться со стула и начать работу по подготовке местной «реформы» в сфере пассажирских перевозок. Этот проблемный вопрос в этой сфере уже давно перезрел…

Жанна Орлик