Узкоколейная железная дорога уходила от станции «Наречное» до станции «Фанза». Далее она шла через горные перевалы «Бархатный» и «Везучий» до станции «Тигровая». Коксующиеся угли рудника «Сучана» потоком шли во Владивосток для снабжения паровых котлов морских судов, железнодорожных паровозов, на заводы и кузнечные цеха от Владивостока до Иркутска. Так интенсивно развивалось промышленное производство Приморья, Приамурья и Забайкальского края в начале прошлого столетия.

Угля требовалось больше и больше для растущей экономики Дальнего Востока. В 1936 году с постройкой Сихотэ-Алинского туннеля имени Климента Ворошилова, вступил в строй однопутный участок железной дороги от станции «Кангауз» (ныне Анисимовка) до станции «Гамарник» (с 1937 года по 1972 года — станция «Сучан», далее с 1972 года по настоящее время — станция «Партизанск»).
Железнодорожная колея была расшита до 1520 мм по стандарту Уссурийской железной дороги. Узкоколейка до «Фанзы» просуществовала до 1950 года, и оборудование её было демонтировано, как и ремонтные цеха на станции «Фанза» и станции «Тигровая». Но железнодорожное полотно узкоколейки, построенное до 1907 года, сохранилось до наших дней. Оно превратилось в автомобильную дорогу Партизанск – поселок Ручьи (ранее Фанза), со всеми инженерными сооружениями, кюветами, нагорными канавами и пропускными трубами для стока воды в реку «Сица» (ныне «Постышевка»). И если от Партизанска до посёлка Наречное каждый год земляное полотно выравнивается, то от станции Наречное до посёлка Ручьи за все прошедшие годы дорога не ремонтировалась.
В период с 1992 по 2015 гг она сильно эксплуатировалась под колесами «КрАЗов» и «КамАЗов», вывозивших деловую древесину в Китай, и превратилась в сплошное болото с твердым покрытием.
Город Партизанск от этого лесного бизнеса не получил ни копейки, всё осело как в карманах лесорубов да и тех, кто давал разрешение на заготовку деловой древесины: ясеня, дуба, пихты и ели. За эти годы в указанных местах почти полностью уничтожен ясень, а тис встречается крайне редко, да и то старыми, трухлявыми деревьями. Ему уже, вероятно, не возродится.
Тысячи кубометров делового дуба, под маркой порчи жуком короеда, вывезены с Липовых ключей. После сплошных рубок в пойме Постышевки начался интенсивный лесоповал по заготовке дров из березы, осины и остатков дуба для жителей города Партизанска. И вновь узкоколейка подверглась интенсивной эксплуатации. Для того, чтобы проехать через канавы и кюветы, один из заготовителей забутил их чурками для проезда своих грузовиков.
Вот тут-то и началась проблема с водоотведением уже от автомобильной дороги. От слияния Липового ключа и реки Постышевка до самой Фанзы вода потоками пошла по набитой колее, размывая полотно. Сильный ливень, длившийся весь день 27 августа 2019 года, полностью размыл проезжую часть. К существующим пасекам у поселка Ручьи невозможно было проехать.
Тогда за ремонт дороги взялись пасечники — Виктор Козлов, Александр Киященко, Леонид Гаркуша и Сергей Уколкин.
Третьего сентября они выехали на восстановление автомобильного полотна, заделывая провалы и образовавшиеся промоины на дороге. Теперь, хотя дорога и восстановлена, но на «иномарке» на Фанзу не проехать.

У дороги нет хозяина. Она напоминает потомкам о том, что на угольный рудник «Сучан» поставлялось горное оборудование, пиломатериалы, электрические машины, продукты питания и мануфактура.
Считаю, что эта историческая дорога, бывшая узкоколейка, имеет право на жизнь, чтобы люди, живущие в Партизанске, смогли посещать могилки своих отцов и дедов на кладбище бывшего поселка Фанза.
Да и «Дальневосточный гектар», возможно, создаст устойчивую связь из прошлого в будущее, когда ещё понадобится эта старая дорога, которая ведет в новую жизнь…

Анатолий Коваленко