«Судьба забросила в
далёкую Могочу,
Где ранний снег, суровая
зима,
Где провода там рвались
от мороза
И пропадала связь
Хабаровск и Чита.
Я восстанавливал
диспетчерские связи,
Ходил в пролетах там,
по проводам.
Скажу, друзья, что этому
не учат
Но связь диспетчеру
всегда я дам.»

Анатолий Коваленко

Родом герой этого очерка из старейшего села Ерковцы Ивановского района Амурской области. Его дед, Коваленко Александр Никитович, вместе с десятью семьями украинцев из Полтавской губернии в 1894 году основали село на правобережье реки Козловка. Всё село говорило на родном украинском языке.
Анатолий родился 1 апреля 1942 года, в разгар Великой Отечественной войны, в многодетной крестьянской семье. В семье было десять детей, которых родители вырастили и выучили. Первые трудности появились у Анатолия 1 сентября 1948 года, когда он пошёл в первый класс семилетней школы. Там надо было говорить и писать по-русски, что было непривычно и незнакомо.

До школы Анатолий ходил осенью и зимой по морозу два километра. Русский язык он понимал плохо, но первая учительница не оставила его на второй год, а, видя старания мальчишки, приходила летом на подворье доучивать.
Семья жила в значительной нужде, не имея достаточно одежды и хлеба. Родители работали в колхозе без паспортов, зарабатывая трудодни, по которым к концу сельскохозяйственных работ оплата начислялась натурой (пшеницей). Испытывали все тяготы деревенской жизни, печи топили соломой.
Анатолий после школы подался в медицинский институт города Благовещенк. На курсе было девяносто девять девчонок и сотый он. Учиться не стал, отправился на железнодорожный вокзал Благовещенска, где впервые в семнадцать лет увидел паровоз. Это и решило его судьбу. По объявлению в областной газете уехал в город Белогорск, где набирали учащихся в железнодорожное училище ТУ-2. Училище закончил успешно, и, получив специальность электромеханика СЦБ и связи, с аттестатом на руках отправился прямиком на станцию Могоча Забайкальской железной дороги.

Первым его учителем в дистанции связи стал Алексей Горскин. Затем три года служил на границе в Кяхтинском погранотряде с сопредельной Монголией. С ходатайством командира в/ч 2043 полковника Лелётка, а также «корочками» училища, направился в столицу Приамурья, в ХабИИЖТ, на факультет автоматики, телемеханики и связи. Сергей Иванилов – первый проректор университета путей сообщения «вёл» Анатолия все пять лет и благословил, как перспективного специалиста, в службу связи Управления Дальневосточной железной дороги Хабаровска. Там его опекуном на долгие годы стал начальник службы связи Николай Святенький. Молодым, как тогда говорили, везде у нас дорога, в данном случае — железная.
Анатолий на пять лет погрузился в регулировку горочной автоматической централизации на пятнадцати станциях Хабаровского отделения ДВЖД и, в первую очередь, на ст. Хабаровск-2. А в 1975 году началось строительство вторых путей железной дороги «Угловая-Находка», поэтому специалисты его профиля понадобились позарез. Долго не раздумывал. Ведь он любил свою профессию и полностью отдавался работе.

За десять лет в должности заместителя начальника дистанции СЦБ и связи Партизанска обучил своему ремеслу десятки инженеров, ставших классными специалистами и руководителями. Например, Юрий Янголь, возглавлявший до слияния с Владивостокской Партизанскую дистанцию связи, а сейчас, выйдя на пенсию, продолжает обучать специалистов в соседней Северной Корее.
Работа для Анатолия Васильевича была главным делом жизни. На линии, где устройства и телемеханики обеспечивают безопасное движение грузовых и пассажирских поездов, он и тогда, в молодости пропадал с утра и дотемна, в стужу и жару, нередко в праздники и выходные. Однажды на станции Бархатная, в лютую стужу, устанавливал, практически в одиночку, новые устройства сигнализации на переезде через главную улицу города Находки. Да так простудился, что попал в больницу. Это был не первый, а очередной раз, поскольку и раньше экстремальные условия работы загоняли его на больничную койку. После «ремонта» — снова в строй. А когда выпадали свободные дни, шёл на дачный участок, благо под боком, у дома по улице Иркутской, где работал, да свой многоквартирный дом поглядывал: если вдруг жена на балконе вывешивала красную футболку, значит, срочно вызывают на работу. Если нет – спокойно сажай или убирай картошку – телефонов-то сотовых не было!
Незаметно промчались трудовые годы. В последнее время Коваленко занимался модернизацией контрольно-габаритных устройств автоблокировки на железнодорожных станциях, кодированием боковых путей и многим другим. Спозаранку — подъём, в сумерках – домой. По выходным – земельный участок или, как он называет, подворье. И всё тот же сигнал на балконе...

Хотя разве может человек жить одной работой? Безусловно, нет. С лицензией в кармане и охотничьим карабином на плече, с бригадой товарищей – таёжников, Анатолий Васильевич уходит на «базу» в отроги Сихотэ-Алиня охотится на кабана. Он знает тайгу, как свои пять пальцев, по следу зверя безошибочно может определить его размеры, возраст и причины движения по тайге. Научил охотничьему делу и бережному отношению к природе толковых охотников: Игоря Зенкова, Олега Клочкова, Михаила Автюхова, Романа Воронежского и др.
Впрочем, фамилия Анатолия Коваленко хорошо была знакома не только связистам Дальневосточной железной дороги, а так же охотникам Приамурья и Приморья. Её нередко можно было встретить на страницах многих газет: «Дальневосточной магистрали», «Гудка», приморских СМИ. Ну, не может Анатолий Васильевич публично не поделиться увиденным и услышанным, о проблемах Партизанска. Пишет обо всём, что его волнует. Только рабкоровский стаж его в Партизанске составляет 33 года.
А начинал он рабкоровский путь в Партизанске в 1985 году, когда впервые принёс в газету «Ленинец» первую рукописную заметку. Его попечителями надолго стали опытные журналисты: Ольга Качаева и Августа Романюк. Они-то и научили правильному письму заметок, репортажей, как брать интервью у тружеников Партизанска. 30 июня городской газете «Вести» исполняется 90 лет. Опыт, приобретённый в газете «Вести», позволил Анатолию Васильевичу перейти на страницы газеты «Время перемен», как на одну из многополосных и уважаемых газет города Партизанска.
А неравнодушен он ко многому, оттого и «шишек» на его голову сыпалось от начальства немало. Зато многие благодарили, когда те или иные проблемы инженерного подхода, с помощью его пера решались положительно.
Несколько вопросов герою нашего очерка:

Анатолий Васильевич, Ваши публикации в газете довольно разнообразны: о хороших людях, природе, экологии и её проблемах, строительстве, автомобильных дорогах, медицине города Партизанска. О чём Вам самому писать по душе?
— Больше люблю писать о природе. Природа отвлекает от бесконечных проблем, даёт успокоение. Когда выдаётся свободное время, люблю сам походить по лесу, понаблюдать за поведением зверей и птиц. И то, что вижу и анализирую, природу и положение в ней человека, изливаю на бумагу.

— Что дают Вам авторские публикации в прессе?
— В первую очередь, большое моральное удовлетворение. Это огромный стимулятор для повседневной работы; это большая ответственность перед людьми, по просьбе которых поднимаешь ту или иную тему, и перед теми, о ком пишешь. Меня часто спрашивают о том, сколько получаю за свои публикации в газете. На этот вопрос отвечаю: «Возьмите ручку, чистый лист бумаги и попробуйте написать хотя бы маленькую заметку, тогда поймёте какова её цена». Пресса – это огромный пласт разноплановых проблем, это отражение бурных перемен в нашей жизни с 90-х годов прошлого столетия; это и наша история, без которой не может быть будущего. К прессе надо относиться по-людски, чтобы жители Партизанска, купив газету, не говорили – написано много, а читать нечего.

— Анатолий Васильевич, до Вас, конечно, доносятся отклики читателей на Ваши публикации. Какую Вы слышите реакцию на них?
— Реакция на мои материалы далеко неоднозначна: одни одобряют, другие, если критика направлена в их адрес, порой прямо угрожают: мол, мы тебя когда-то пощиплем. В таких случаях остаётся горький осадок, и невольно осознаю, что могу пострадать за печатное слово. Ведь как штатные, так и нештатные корреспонденты газеты от угроз ничем не защищены. В криминальной среде меня часто называют «писака». В бизнес я не лезу – там с моим бойцовским характером сразу открутят голову. Это прерогатива прокуратуры города Партизанска – осуществлять надзор за бизнесом. В то же время меня радует, если по материалам принимаются какие-то конкретные меры – значит, есть в этом и моё участие.
Например, в 2018 году я писал об аварийном состоянии автомобильного моста по улице Фабричная через реку Третья Каменка. Администрацией города Партизанска были приняты меры – аварийность моста ликвидирована. Значит, я попал в точку. И подобных случаев было немало. Но если раньше проблемы решались как-то легче, то сейчас гораздо сложней, поскольку вверх берут меркантильные интересы предпринимателей и руководителей. Но всё же люди не перестают обращаться ко мне, как представителю общественности, для решения различных проблем в железнодорожном микрорайоне.

— Анатолий Васильевич, чем Вы сейчас занимаетесь?
— Время летит неумолимо. Я на пенсии с 2003 года. Выросли дочь и сын, получили высшее образование. Я обрёл новый статус – стал дедушкой, и очень люблю своего внука Саньку. Он на четвёртом курсе Дальневосточного Федерального университета на острове Русский.
Год 2018 закончился для меня печально. В ноябре похоронил единственного сына Максима, которого двадцать три года носил на себе и был для него и врачом, и сиделкой, и хирургом, и папой, и мамой. Преклоняюсь его мужеству и стойкости в борьбе за жизнь.
В ночь на первое января 2019 года ушла из жизни моя дорогая и любимая жена Раиса Фоминична Коваленко. Свой православный крест преданности и верности я пронёс до конца семейной жизни.

— Какие три главные увлечения в Вашей жизни?
— Любимая работа, охота и журналистика...

Сегодня Анатолий Васильевич остался один и вольно – невольно подводит итоги своей трудовой деятельности. За эти годы он созидал немало: он строил станции, разъезды и посты по всей Дальневосточной железной дороге (шла модернизация с 1970 по 1984 год), чего стоит только строительство вторых путей «Угловая-Находка», введённая полностью в эксплуатацию в 1984 году. И первым был участок «Смоляниново-Находка-Находка Восточная», где ведущим инженером по автоматике был Анатолий Васильевич Коваленко. Это надолго войдёт в историю развития и освоения Приморского края. Сегодня он ещё на ходу, с товарищами планирует выезды на любимую охоту, летом займётся пасекой, побродит по тайге, напишет свои незабываемые заметки и очерки.
У Анатолия Васильевича много увлечений и страстей, но главным трём своим ипостасям остаётся верным навсегда: любимая работа, охота и журналистика…

Владимир Хмелёв