Поговорить об искусстве – прекрасно. Особенно с человеком, кто полностью отдаёт себя этому делу. Разговор о творчестве и психологии изобразительного искусства, а также о том, как заметить в ребёнке талант к рисованию, непринужденно перетёк в интервью и газетные строки. О секретах настоящего творчества с нами поделилась преподаватель отделения изобразительного искусства Детской школы искусств Валентина Викторовна Стецкая.

— Валентина Викторовна, расскажите о том, как Вы открыли в себе интерес к творчеству?
— Мне было 6 лет, когда однажды по телевизору я увидела, как шьют куклы на какой-то фабрике. Я с большим увлечением наблюдала за всеми «превращениями», которые совершали с тканями. Это было что-то такое неизведанное для меня, и, конечно, я не могла не заинтересоваться этим делом. Сначала я взяла два кусочка ткани и попробовала сшить их между собой. Затем в готовый «шаблон» будущей куклы я положила мягкий материал, и, зашив отверстие, одела на неё платье, которое придумала и сшила сама. Так состоялось моё первое знакомство с искусством шитья и миром творчества в целом. Немного позже, я научилась сама изготавливать выкройки, выражать на ткани свои фантазии для платьев, юбок и другой разной одежды для моих кукол. Когда мы с тремя сёстрами стали постарше, папа открыл для нас мир вязания. С тех пор я с удовольствием вяжу в разных техниках и на быстрой скорости (смеётся).

— В процессе приобретения навыков шитья, открывали для себя ещё какие-то интересы и занятия?
— Меня всегда интересовало всё вокруг: всё хотелось попробовать лично, своими руками. Пока мы жили в п. Валентин Лозовского района, я ходила в художественную школу, но, если честно, это занятие меня тогда не очень увлекало, так как многое мне оставалось непонятным. Ещё я занималась скалолазанием, спортивной атлетикой, и даже пением. После нескольких занятий музыкой я открыла для себя свою «глухость» на этом поприще и больше к этому не возвращалась. Будучи в университете стала заниматься современными танцами в стиле «модерн». Оглядываюсь назад и понимаю: чего только не было! И как же важно во многих занятиях найти саму себя.

— Как я понимаю, выбор специальности был сформулирован достаточно чётко? Или были желания попробовать себя в другой ипостаси, менее творческой?
— Связать судьбу с чем-то прагматичным я бы не смогла. Тем не менее, творческие нити во мне плелись в разные, порой противоположные стороны. Изначально, сдав экзамены в выпускном классе, я решила, что хочу быть журналистом. В то время в газете «Владивосток» был объявлен конкурс, главным призом которого было поступление на журфак в ДВГТУ. Я решила попробовать. На удивление себе и своему селу я прошла первый этап, после которого мои публикации были напечатаны в этой газете. Затем второй, а вот дальше немного не получилось. После этого я пересмотрела свои приоритеты и желания и тогда же, в 2000-ом году, поступила во ВГУЭС на дизайнера.

— Расскажите, пожалуйста, о студенческих годах.
— Все 5 лет были насыщенны творчеством и масштабными идеями. Там же началась и моя общественная жизнь: я стала волонтёром и в 2003 году меня наградили званием «Лучший волонтёр года» от губернатора С.М. Дарькина. На тот момент я уже стала вожатым волонтёров, что позволило мне с нашей командой открыть двери для множества приятных знакомств, в том числе и междугородних.

— Как произошла Ваша первая «рабочая» встреча с детьми?
— Так как по окончанию университета я уже стала мамой, а также успела проявить себя как ответственный лидер общественного движения, мне предложили поработать в одной из школ г. Владивостока. Я вела профориентацию: труды у девочек. Тогда и состоялось моё первое знакомство с детьми и профессией учителя, чему я действительно рада и сегодня. Вместе мы сшили коллекцию одежды для участия в международном конкурсе «Пигмалион». По итогам конкурса наша детская коллекция «Пеппи длинный чулок» вошла в топ десяти лучших коллекций 2005 года. При её создании мы использовали чистые экологические материалы ткани – лён, льнянин.

— Как Вы пришли в художественную школу города Партизанска?
— Далеко не сразу. До того, как я стала преподавателем здесь, в школе искусств, я успела поработать дизайнером штор, мебели, и даже няней в детском саду. Когда я стала мамой во второй раз, вопрос о «стабильной» профессии встал наиболее остро. В процессе поиска работы, в вашей газете наткнулась на объявление о том, что в художественную школу требуется преподаватель. С того момента начался мой новый жизненный виток, который продолжается и сегодня. Сейчас я классный руководитель выпускного 5-го класса, а также с прошлого года веду классное руководство 8 класса в общеобразовательной школе №6.

— Для своих учеников Вы строгий учитель или близкий друг?
— Определённо друг. Мои ученики постоянно мне говорят, что я очень добрая, потому что «… всегда с нами фотографируетесь» (улыбается). А если серьёзно, я всё-таки отношу себя к людям, которым нравится то, что они делают. Я люблю свою профессию, и очень люблю детей. Наверное, поэтому я не чувствую, что могу перегореть внутри к своему делу.
Безусловно, я контролирую все учебные процессы, но с каждым ребёнком я работаю отдельно. И с каждым мы растём вместе. Это очень важно – разглядеть творческую направленность в конкретном человеке. Моя задача: помочь детям обзавестись своей манерой письма, найти свои техники и инструменты.
За все 6 лет моего преподавания, я встречала самые непредсказуемые таланты и неклассические техники. У меня был ученик, который углубленно занимался изучением состава красок. Вместе с этим, есть дети, которые по разным причинам могут не видеть в красном цвете синий, но в силу характера, добивались наибольших успехов в рисовании, так как скрупулёзно, «штришок за штришком» шли к своей цели.

— Как родителям понять, что их ребёнку следует обучаться в художественной школе?
— Когда вы заметите, что ваш ребёнок рисует везде: на обоях, полях тетрадок и даже на руках. Скорее всего, это его проявление эмоций. Их просто нужно помочь оформить. При этом обратите внимание, что нарисовано и каким цветом выполнены рисунки. Иногда уже только по этим сигналам можно увидеть, что его тревожит и чем он живёт. Если ребёнок рисует лица, значит, он открыт к людям и доброжелателен. Если по просьбе нарисовать свою комнату, он делает акцент только на компьютере – значит, больше ничего другого он в ней не видит. Существует способ понять человека без слов, только посредством рисунка. Особенно это актуально для «открытия» ребёнка: попросите его нарисовать дом и дерево. Если в доме нет окон, значит, скорее всего, есть проблемы с взаимодействием с миром, окружающими. Открытые двери и большие окна, наоборот, говорят о доброте и социальной расположенности к людям. При этом тёплые постельные тона также будут говорить о спокойствии и уравновешенности, в то время как яркие, «резкие» краски могут служить триггером страха и возможной агрессии.

— Насколько адаптировано обучение в художественной школе к современным профессиям?
— В настоящий момент в школе искусств, наряду с такими дисциплинами, как живопись и скульптура, преподается компьютерная техника и дизайн. Мы преподаем основы работы в таких графических программах, как Photoshop и Corel Draw, что достаточно актуально в век информации и рекламы, и популярности масс-медиа в целом. Раньше мы ещё знакомились с видео-редакторами, что не менее интересно, но, к сожаленью, в силу дороговизны программ, нам пришлось от них отказаться. Хотя в свободное от работы время, я иногда делюсь с ребятами новыми «лайфхаками» для монтажа видео.

— Активно слушают?
— Конечно, ведь без этого сложно стать настоящим блогером (улыбается).
Я же говорю, что знаю о предпочтениях своих учеников. Полагаю, что могу дать им больше действительно актуальной информации, и для развития их ютуб-каналов, в том числе.
Если продолжить разговор о современных профессиях в ключе художественного направления, то могу сказать, что школа является начальной ступенькой на пути к будущим специальностям. Несмотря на то, что вступительные экзамены, как правило, требуют больше профессиональных навыков, чем мы можем дать на занятиях, тем не менее, мы выпускаем много талантливых ребят, которые достойно преодолевают этот экзаменационный рубеж. Из недавних выпускников, которыми можно гордиться, я бы отметила Марину Латышеву – уже студентку архитектурного профиля. Также я вспоминаю Никиту Полякова, нашего выпускника, который нашёл себя в подготовке эскизов для тату. Ещё у нас есть Даниил Никонов, который успел прославиться в нашем городе как талантливый чтец, но, вместе с тем, я знаю Даню как настоящего художника. У него своя интересная техника, которая позволяет ему быстро и без особых усилий писать объективно достойные полотна.

— Какой совет Вы бы дали начинающим художникам?
— Писать и ещё раз писать. Причём, не обязательно брать кисть и рисовать всё подряд. Важно чувствовать себя – какой вид красок и техники подойдёт для тебя лучше всего. Ведь в идеале именно это станет твоим «узнаваемым почерком». Но вот чтобы его найти, придётся пройти через многие практики и не раз переписывать зарисовки снова.
А ещё, не бойтесь фантазировать! В университете у меня была преподаватель, которой часто не нравилось моё нескончаемое желание придумывать что-то новое. Она всегда напоминала, что «велосипед уже давно придуман», на что я всегда отвечала: «а как же пропеллер?». Это как раз о том, что не нужно отступать от своего видения, если вы нашли в этом свою изюминку.

— Вместе с творчеством Вы ещё ведёте активную общественную жизнь в нашем городе. Расскажите о «Неравнодушном гражданине» и реализованных проектах.
— Дальневосточная программа «Неравнодушный гражданин» проходит в Партизанске уже не первый год. В 2019 году я заняла первое место в номинации «культура» со своим проектом «клуб арт-терапии «Волшебники»», а уже в этом году я его успешно воплотила и продолжаю претворять в жизнь на базе школы № 6.

— В чём суть проекта?
— Каждую субботу в 13:30 мы проводим бесплатные мастер-классы для всех желающих. Работаем с различными материалами и техниками, такие как краски эбру на воде, чулочные куклы «мешочек счастья», поделки из кофе.
Возраст желающих посетить наши занятия не ограничен: от 5 лет и старше. Также мы занимаемся с особенными детьми, которым нужно чуть больше времени.
В нашем клубе есть традиция: мы всегда делаем по 2 поделки. Одну мы делаем для себя, а вторую мы отдаём в качестве сувениров общественной организации «Росток», которая помогает нам материалами. Потом, когда мы приезжаем в другие города на какие-то праздники, наши сувениры с радостью дарятся или продаются нашим гостям. Ведь мне, в первую очередь, важно подарить радость и улыбку близкому человеку.

— С каким девизом Вы идёте по жизни?
— Так как я бесконечный оптимист, то для меня негласное жизненное правило: «Завтра будет лучше, чем вчера».
Как классный преподаватель, школьный учитель, детский психолог и мама, я могу сказать, что нам есть чему поучиться у наших детей.
Нужно также уметь находить радость в простых мелочах и ценить сегодня таким, какое оно есть.

Анастасия Васильева
Фотографии представлены из

личного архива Валентины Стецкой