5 октября жители нашей страны отметили День учителя – один из почитаемых профессиональных праздников в России. В этот день о своих учителях и педагогах с теплом и уважением вспоминали бывшие и нынешние школьники и студенты. Как принято, многие ученики благодарили своих вторых «родителей» за их ежедневный труд, любовь и терпение. В то же время, было бы интересно узнать, а что же об этой профессии думает сам преподаватель?

Я преподаю английский язык на репетиторских курсах уже третий год. Можно сказать, что я достаточно молодой преподаватель. Вместе с тем, за три года моей работы я познакомилась с большим количеством школьников (от 1 до 11 класса) и , что, не менее интереснее, с их родителями. И вот, что мне удалось заметить.

Люби меня, пока  кричу

Очень часто ко мне на занятия приходят дети, которые не могут усваивать материал в школе по причине их ненадлежащего поведения. Гиперактивный ребёнок – как сейчас это принято называть. Самого же школьника в классном кругу обзывают по-всякому, как только вздумает детская фантазия.
В итоге, этот слишком активный ребёнок постепенно становится неким изгоем среди «своих», что влечёт за собой лишь ухудшение его поведения. «Он громко кричит во время урока, бегает по классу, не обращает внимание на замечания учителя», — сетуют школьные педагоги.
В таких ситуациях я сразу начинаю обращать внимание на родителей этого школьника: что происходит внутри семьи? Полагаю, что я не открою какой-то тайны, если скажу, что в семье таких ребят у их родителей попросту нет времени послушать своих детей. «Крик, истерика, раздражающее поведение – это прямой сигнал ребёнка о том, чтобы его выслушали. Он нуждается в вашей любви», — утверждает психолог Михаил Лабковский.
Соответственно, и решение этой проблемы кроется как-раз в демонстрации ребёнку этой любви.
В чём её проявить? Прежде всего, в умении выслушать, когда ребёнок что-то говорит. Когда же «нерадивый» школьник бегает по классу, игнорируя замечания педагога: не стоит кричать и отчитывать его перед всем классом – эту тактику он уже проходил. Более того, она ему приятна, ведь так он получает ваше внимание, он становится эмоциональным центром, пусть и не самым положительным.
Лучшее, что можно сделать (исходя из моего маленького педагогического опыта), это поговорить с ним один на один, и (что самое удивительное), чаще обнимать и хвалить. А уже во время урока чаще спрашивать его, давая почувствовать свою ценность.
«Нужно донести, что этого ребёнка любят, даже когда он не кричит», — рассказала один из школьных преподавателей города.

Мама в Инстаграме

Следующая модель поведения, на которую я часто обращаю внимание, это поверхностная заинтересованность родителей в успехах своего чада.
К слову сказать, такая ситуация происходит с двух сторон: с одной стороны — мама, которая за три года ни разу не спросила об успеваемости своего школьника, а с другой стороны – сам ребёнок, привыкший поверхностно относится к выполнению домашнего задания, ведь он полон уверенности – в школьную тетрадь всё равно никто не заглядывает. Безусловно, тут есть тонкая грань между безразличием родителей и ответственностью самих детей.
Нередки случаи, когда дети (в особенности 5 класс и старше) сами выполняют домашние задания, учат правила и сами несут ответственность за своё обучение. Но, как было подмечено, не все школьники могут похвастаться таким положительным качеством.
В таких случаях, особенно в начальной школе, родители должны быть вовлечены в образовательную жизнь своего ребёнка, и вовремя замечать сомнительные изменения отношения к учёбе своих детей.
Возможно, это лишь моё субъективное мнение, однако, именно в таких случаях проглядываются две модели поведения со стороны семьи: либо родители постоянно заняты работой, либо постоянно отвлечены чем-то своим (как правило, социальными сетями).
К сожалению, в моей практике, хоть и не так часто, но встречаются случаи, когда я ставлю ученику уже третью двойку подряд за невыполнение домашнего задания, а его мама выкладывает пятое фото за день: «это я на море», «это на Багамах».
Так и хочется спросить: «А ребёнок с кем?».

В плаванье пойду, пусть меня научат

Третий пункт можно смело назвать эпидемией 21 века. Как известно, по нынешней школьной программе уроки английского языка начинаются в учебных заведениях со второго класса. Причем, предполагается, что в свои 7-8 лет ребёнок уже должен знать иностранный алфавит и базовые основы чтения. В нервных переживаниях родители первоклассников начинают отдавать своё чадо во всевозможные кружки, лингвистам, репетиторские клубы едва ребёнку исполнится 6.
Самое печальное, что в этом возрасте ребёнок ещё сам не осознаёт: нужно ли ему это, лежит ли к этому душа. Но современные тренинги «успешных родителей» из каждого «утюга» твердят о необходимости срочно отдавать ребёнка во все школы – иначе все будут думать, что с твоим чадом, мягко говоря, что-то не то.
«Моему Арсению ещё нет 6-ти лет, а он уже говорит на трёх языках, плавает брасом и побеждает на олимпиаде по робототехнике», — говорят такие родители.
Хочется спросить: зачем это всё Арсению в его пять с половиной? Я не хочу сказать, что было бы лучше, если бы Арсений сутками сидел в телефоне и снимал видео в Тикток, но, на мой взгляд, более правильно позволить ребёнку сконцентрироваться на чём-то одном, действительно важном для (!) него. Причём, (пусть это звучит не совсем корректно с моей стороны), но это не обязательно должен быть английский. Ведь, если у ребёнка нет желания, и, как следствие, возможностей, постоянно осваивать чужой язык – так и (прошу прощения за грубость) отстаньте от него!
Возможно, он талантлив совершенно в другом, но из-за постоянного родительского «надо» он так и не найдёт в себе силы попробовать. А ведь самое главное – чтобы человек вырос счастливым. Про еженедельные занятия английским, или, например, робототехникой в правилах жизни ничего не сказано. Поэтому, позвольте ребёнку самому решить, что ему действительно интересно.

My lovely teacher
(мой любимый учитель)

Пожалуй, один из самых приятных и, вместе с тем, ответственных моментов в образовательной сфере связан с взаимодействием между учениками и учителем. Так бывает, что школьный предмет сам по себе очень интересный, но вот его преподаватель, мягко говоря, находится не на «волне» с учеником.
А бывает, наоборот – трудная, казалось бы, физика или геометрия с лёгкостью поддаются пониманию, если учитель сам искренне вовлечён в этот процесс. Поэтому, одно из интереснейших приключений школьной жизни – найти своего учителя, который раскрыл бы все тайны своего предмета, увлёк за собой в мир не зубрёшки, а интересного познания.

Со своей стороны, как молодой преподаватель, я поняла, что главное, о чём необходимо помнить при работе с детьми – чувствовать себя не только учителем, но и близким другом.
Необходимо научиться разделять их современные интересы, объяснять материал, исходя из молодёжных трендов, не забывая при этом об основах классического образования.
И, в любом случае, не нужно бояться пробовать что-то новое, ошибаться и искать новые пути: главное ведь, чтобы конечный результат был на отличную оценку.

Анастасия Васильева