Нила Ульяновна Задорожная – профессиональный журналист с 58-летним стажем творческой работы. Она имеет благодарность Министра культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие Отечественной литературы», награждена медалью Департамента культуры Приморского края «За заслуги в культуре и искусстве…», является Почётным членом городского литературного объединения «Родник». Наш корреспондент Анастасия Васильева попросила Нилу Ульяновну поделиться своим опытом с начинающими журналистами и теми, кто пробует своё перо в литературных жанрах.

— Нила Ульяновна, Вы опытный журналист, публикуетесь также и в литературных жанрах. Интересно, как Вы стали журналистом? Расскажите, пожалуйста.

— Ничего случайного в жизни любого человека не происходит. Наша мама до глубокой старости любила читать. Помню, по вечерам к нам приходила соседка, тоже медик, как и мама, и они читали вслух произведения классиков: Бунина, Куприна, Чехова, Паустовского и других замечательных писателей.
В военные годы мы с сестрёнкой были совсем ещё маленькие. Для нас мама как-то раздобыла детские книжки. Каждое такое событие было праздником. Мы разглядывали яркие большие картинки и ждали, когда мама освободится, и можно будет послушать очередную волшебную сказку. А потом, уже в школе, я охотно писала сочинения, и классные, и домашние. Получалось хорошо. До сих пор помню, как в третьем или четвёртом классе учительница похвалила и прочла мою работу вслух всем детям.
Гораздо позже, в зрелом возрасте, увлекшись астрологией, я сделала для себя открытие: оказывается, люди, рождённые в знаке зодиака Близнецы под влиянием лучей Меркурия, могут успешно работать журналистами, писателями, артистами, издателями, преподавателями. И действительно, всё это я пробовала в течение жизни:
Мне довелось побывать в роли самодеятельной артистки: сыграла в четырёх спектаклях на сцене городского Дворца культуры угольщиков и в клубе шахты № 21, преподавала основы журналистики детям в Доме пионеров во Владивостоке, под своей редакцией издала несколько художественных книг, своих и помогала другим авторам. Стала также писать в литературных жанрах…
Вот так Меркурий воздействовал на меня. Спустя время, я всё-таки стала журналистом.

— Как это происходило?

— Наш отец погиб на фронте, мама воспитывала нас двоих одна. Было очень трудно, как и всем в тылу: и голодали, и мёрзли. Я, как старшая дочь, постоянно думала о том, как бы поскорее получить профессию и пойти работать, чтобы помочь маме.
Закончив десять классов, я выбрала культурно-просветительскую школу в Уссурийске. Там, на базе средней школы, обучались всего полтора года, а ученики, имеющие семилетнее образование, проходили курс по трёхгодичной программе.
Нас обучали прекрасные педагоги. Каждый день приносил радость познания и встречи с ними. Я полюбила театральное и библиотечное дела, с удовольствием посещала уроки музыки…
Время пребывания здесь проходило так быстро! Не хотелось расставаться с этим замечательным учебным заведением. Его талантливый преподавательский состав за короткое время сумел передать нам, выпускникам, свою любовь к искусству, ко всему прекрасному, помог осознать роль культуры в жизни человека.
Далее мне хотелось продолжить учёбу в Хабаровском институте культуры, но мне было необходимо работать — такую цель наметила я себе.
И опять же, не случайно я познакомилась с редактором газеты «Красный Сучанец» Петром Гавриловичем Велькиным. Он стал читателем шахтовой библиотеки, в которой я работала заведующей после окончания кульпросвет-школы.
Надо отметить, что Пётр Гаврилович много читал, часто приходил в библиотеку, мы разговаривали о литературе и на другие темы. Он присматривался ко мне и неожиданно для меня предложил перейти в отдел культуры и писем редакции газеты. Я подумала, что работа в этом отделе мне будет близка по духу.
Так я вошла в творческий коллектив и с большим удовольствием стала писать на темы искусства и культуры, они в моём творчестве были и есть любимыми и главными.

— А дальше Вы где-нибудь учились?

— Да, конечно. В Дальневосточном Государственном университете на отделении журналистики, как посоветовал мне мой редактор.
При поступлении в этот вуз, я ещё раз убедилась, что Небо подсказывало мне лучший выбор.
Отделение журналистики как раз только что объявило о своём первом наборе абитуриентов. Я подала документы на заочное обучение, а потом засомневалась, смогу ли выдержать конкурс: «Профессия престижная, набор впервые открыт».
Послала письмо в ДВГУ с просьбой переложить документы на филологический факультет. Мне пришёл отказ. Тогда я окончательно уверилась в том, что стать журналистом мне предопределено свыше.
Я окончила университет и продолжила учиться у жизни. Уроки были каждый день: поездки, встречи с людьми, освещение в газете различных мероприятий и событий. Впечатлений у журналиста всегда много, есть над чем подумать…
Около 60 лет отдано любимому творческому труду.

— Да, профессиональный стаж работы у Вас большой. Много написано за это время, но Вы публикуете ещё рассказы и стихи, имеете свои книги.

— Да, это так. Пишу для взрослых и, в основном, для детей. 12 лет я работала с ними. Мне нравится писать сказки, рассказы, стихи для них. И дети мои сочиняли не только заметки, они осваивали также и литературные жанры.

— Нила Ульяновна, какой совет Вы бы дали начинающим журналистам, поэтам и прозаикам?

— Попробую это сделать. Дам несколько самых важных, на мой взгляд, советов.
Прежде всего, начинайте смелее, помните всегда: если не получилось сегодня – получится завтра. Главное, проявить настойчивость и терпение. Эти ценные качества нужны в работе и журналисту, и литератору.
Хотите, расскажу один пример из моей журналистской практики?

— Да, конечно, это интересно.

— Я работала тогда в Находкинской районной газете «Советское Приморье». Получила задание подготовить материал о готовности сельскохозяйственной техники к весенне-полевым работам. Поехала в село Новицкое. Пришла к заведующему машинно-тракторной станции совхоза. Он был в своём кабинете, что-то быстро писал, то и дело звонил телефон. Мне хотелось взять у него интервью, можно было сделать расширенную заметку. Я объяснила, какая информация интересует газету. Далее у нас состоялся такой диалог:
— «Не могу сейчас, извините, очень занят», — коротко ответил он.
— «Разговор не займёт много времени» — убеждала я.
— Меня ждут, я тороплюсь», — вставая, промолвил он.
— «Может быть, успеем набросать на листочке несколько цифр и фамилий?» — попросила я с надеждой: «сколько и какая у Вас техника, сколько отремонтировано, когда наметили выходить в поле, и кто поведёт трактора, остальное я дополню сама».

Во время нашего разговора в двери то и дело заглядывали механизаторы, что-то спрашивали, уточняли, беспокоили телефонные звонки.
— «Не дадут, ведь, написать» — подумал вслух заведующий.
— «А давайте я закрою Вас на ключ в кабинете. Вы спокойно напишите, а через 20 минут приду» — предложила я.
Он нехотя согласился.
Я обрадовалась, так и сделала, и побежала к механизаторам на большой двор, где ремонтировались трактора и другая техника. Хотела понаблюдать за ходом работ и кое-что поспрашивать.
К назначенному времени вернулась, открыла кабинет и… никого в нём не увидела. Он был пуст. Подошла к окну. Так и есть! Через окно удалился руководитель! Что ж, такое бывает. Удерживать оказалось бесполезно. На столе лежал недописанный листок с цифрами и записка: «Приезжайте завтра в такое-то время».
Эта ситуация была для меня совершенно неожиданной, я сначала очень удивилась и растерялась: Что же делать дальше? Искать заведующего или…

Я возвращалась с досадой, что не получилось взять интервью в тот же день, но меня ободряла записка.
Рано утром я опять выехала в село. Руководитель оказался на месте, разговаривал по телефону. Он извинялся за то, что не смог уделить мне внимание вчера и подал четыре аккуратно исписанные листа: «Вот, написал подробнее».
Я прочитала текст будучи в редакции, немножечко поправила и вовремя сдала в очередной номер за подписью автора. Редактор Ирина Сергеевна Корнева была довольна: авторские материалы, да ещё и специалистов, всегда приветствовались.

Заведующий обстоятельно ответил на все мои вопросы, дополнять не пришлось.
Я была вознаграждена похвалой редактора и словами благодарности автора, увидевшего заметку через три дня в газете.
Нужно быть готовым к любой ситуации, при неудаче надеяться на лучшее и не отступать от цели.
Второй совет, который я дам будущим работникам пера, звучит так:
Учитесь кратко, но ёмко излагать свои мысли, раскрывая тему. Как это делать: в этом вам помогут произведения классиков: Чехова, Бунина, Паустовского. Вам, конечно, должна быть знакома такая фраза: «Краткость – сестра таланта», помните о ней. Уметь кратко говорить – тоже очень хорошо. К этому нужно приучать себя.
Направляйте беседу, это нужно, чтобы не уйти в сторону от главной темы разговора, правда, не всегда получается поначалу, но потом, с опытом, это приходит.
Вам, наверно, встречались «говоруны», остановить которых просто невозможно. Они обрушивают на собеседника нескончаемый словесный поток обо всём, и ни о чём до конца. От такой «беседы» устанешь только и уйдёшь с досадой, что зря потратил время. Избегайте таких встреч.
Ещё один совет: очень важно уметь слушать и расположить к себе. Обычно у журналиста не всегда достаточно времени на обстоятельные беседы с людьми, но если журналист умеет расположить к себе, тогда беседа получится тёплой, доверительной, и материал в достаточном объёме быстро ляжет в блокнот. Любите людей, идите к человеку с открытым сердцем.
Внимательность и наблюдательность – хорошие качества человека, которые нужно обязательно воспитывать в себе как журналисту, так и писателю. Заведите блокнот, где будете записывать услышанные интересные выражения.
Постоянно работайте над собой, воспитывайте в себе лучшие качества, необходимые для такой ответственной профессии, как журналист: обязательность, бескомпромиссность, выдержку, силу воли, тактичность, самодисциплину.
При работе журналистом, очень важно писать безупречно грамотно, без ошибок. Журналисту непозволительно делать грамматические и стилистические ошибки, речевые – тоже.
Больше читайте художественной и познавательной литературы, обращая внимание на построение фраз, композицию рассказов, написание слов.
Будьте точными, когда берёте материал, не стесняйтесь спрашивать: всё знать невозможно, а писать приходится обо всём, особенно внимательно записывайте цифры, имена, фамилии, названия учреждений и т.д. Пусть вашим девизом будет: «Проверь, ещё раз проверь и перепроверь».
Под рукой журналиста и писателя всегда должны быть необходимые словари и справочники. Кроме орфографического и энциклопедических очень полезно иметь фразеологический, омонимов и синонимов русского языка, словарь – справочник «Русское литературное произношение и ударение», выпущенный Академией наук СССР институтом русского языка, «Современный словарь иностранных слов». Очень хорошо составлен и удобен в работе «Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати», издательство Московского университета», 1970 год.
Есть ещё одна замечательная книга «Советы молодому автору», 1965 год. В ней начинающим писателям и поэтам дают советы: М. Горький, Н. Островский, А. Толстой, К. Паустовский, М. Исаковский и другие известные и любимые писатели и поэты.
Полезны будут всем книги мудрых мыслей.

Я благодарна судьбе за то, что стала журналистом. Это интересная профессия. Она даёт возможность много увидеть и узнать, расширяет круг общения с людьми разных профессий и увлечений. Эта профессия также требует от журналиста высокой ответственности за каждое своё слово и мысль. Подумайте только: тысячи глаз читают его заметки, репортажи, зарисовки, статьи, корреспонденции.
Журналист весь на виду в своих публикациях: воодушевлённый, восторженный, сочувствующий, убеждающий или возмущённый — одним словом, он трибун, выступающий в средствах массовой информации с правом отражать общественное мнение. Это право нужно заслужить высокой требовательностью к себе.

Анастасия Васильева,
фото из личного архива Нилы Задорожной